Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
252 Виталий Маслов Видеть солнце, а не ртутные лампы В этом году исполнилось 425 лет со дня кончины славного церковного и свет ского деятеля русской, мурманской истории Феодорита Кольского. 29 сентября в Коле будет установлен крест, посвященный его памяти. Об этом знаменательном для нашего края событии мы попросили рассказать председате ля Мурманского отделения Всероссийского фонда культуры прозаика Виталия Маслова. 425 лет назад, 30 августа 1571 года, окончил свой земной путь блаженный Ф е одорит, вошедший в историю под именем Кольского. В церкви ему определено положение блаженного, т. е. славимого. Отчего он был удостоен такой почести? Три великих деяния определили место этого человека в русской истории, три ипостаси. Первая ипостась - культурная, просветительская. Феодорит - про светитель саамов, создатель лопарской азбуки. Именно он первым перевел цер ковные молитвы, книги на саамский язык, проповедовал лопарям на их родном языке. Когда Феодорит ушёл из основанного им в устье Колы монастыря Святой Троицы, переведенные им книги были перевезены в Трифонов Печенгский мона стырь, где продолжали служить делу просвящения саамов. По отношению к этому народу Феодорит Кольский исполнил миссию, аналогичную миссии братьев Ки рилла и Мефодия по отношению к народу русскому. Надо помнить, что судьба саамской письменности, созданной Феодоритом, трагична. В 1589 году объединенный отряд шведов и финнов захватывает Пе ченгский монастырь. Это было уже после смерти основателя монастыря Трифона. Отряд уничтожил монастырские книги, вырезал до последнего саама носителей письменной лопарской традиции. Настоящая саамская Хатынь... Пройдут века, пока письменность саамов возродится, обретет силы к жизни. Вместе с тем Феодорит предстает перед нами и как церковный деятель. Вторая ипостась, в которой он является миру, - духовная, Феодорит - креститель саамов. Результатом его деятельности стали две тысячи, обращенных в православие, лопарей. Само по себе крещение саамов означало присоединение северного края к Рос сии. Конечно, в этом процессе участвовал не один Феодорит, но он играл главную, решающую роль. Третья область деятельности Феодорита Кольского - труды Феодорита - го- судаственного мужа - не менее важна для осознания нами значения этого челове ка, его роли в русской истории. Совсем не случайно школьники - победители областного литературного кон курса «Храмы России», совершавшие в прошлом году паломничество на Соловки, привезли в монастырь венок от администрации Мурманской области на могилу Феодорита Кольского. Это признание государственной властью его заслуг. После того как Феодорит покинул Кольский монастырь, он был заточен на полтора года в тюрьму Кирилло-Белозерского монастыря по обвинению в единомыслии с ерети ками. Оттуда был освобожден митрополитом Макарием и отправлен во главе по сольства в Византию с важной дипломатической задачей: испросить у восточных патриархов утверждения принятого государем Иваном Грозным царского сана. Феодорит исполнил свою миссию вполне - привез Ивану IV из Византии царские бармы (наплечья) и подписи двух десятков церковных иерархов, под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz