Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
Стоящие мозги не текут и не утекают 245 которые сегодня рядом с нами происходят и касаются всех нас. Мнение, которое я выскажу, сугубо личное. Жаль, что зарубежные доброхоты (в хорошем смысле этого слова) при взгляде на культуру и искусство российских саамов, получая информацию из Ассоциации Афанасьевой, невольно или вольно потакая третьим силам, недоброхотным по от ношению ко всем саамским народам, ориентируются не на авторов уровня несом нительного, не на Октябрину Воронову, а на окололитературные, околокультурные силы. Не познакомив с Вороновой, они издают, предлагают читать ту же, к приме ру, Виноградову, за которой есть все, кроме литературного таланта, и даже премии громогласно дают, то есть дезинформируют зарубежного, в том числе зарубежного саамского читателя, как бы говоря: вот уровень российских лопарей, мы - не хуже (конечно, Виноградовой не хуже; в литературном смысле Виноградовой никто не хуже), и утверждая тем самым зарубежных доброхотов в мысли, что, конечно же, этих российских саамов-недоучек-недоумков надо немедленно на их зарубеж ный язык переучивать. Благо, утверждают они, язык тот попроще и письменность, соответственно попримитивнее. И уже переучивают, везут сразу после одиннад цатого класса, и уже командуют в саамской культуре - куда знаменитому полит - пропу: единственная программа, которая реально осуществляется так называемым Баренц-регионом. Доброхоты, видимо, не понимают или не хотят понимать, что не ради саамов, а ради чьей-то геополитики, в целях которой это Баренцрегион и об разован, вбивается фальшивая мысль о якобы едином саамском народе Норвегии, России, Финляндии, Швеции (только эти страны регион и охватывает). Как всякая фальшивка, она, на первый взгляд, привлекательнее вещи самоценной: ещё бы, кому не хочется быть единым! Но у истории свои законы - законы развития, ветвления. Есть целый ряд самодийских народов, целый ряд славянских народов, причем, те же славянские, к примеру, разошлись, если сравнивать с саамскими, совсем недав но, они и сейчас без труда понимают друг друга. Но они уже - разные народы. Снова силой пригнуть и привязать к одному стволу - значит, сделать некоего уродца и по губить. Саамские же народы разъехались так давно, что совершенно не понимают друг друга, каждая ветвь уже по-хорошему задеревенела в своей самости, их уже и в один-то пучок притянуть и связать нельзя - обязательно какие-то обломятся пол ностью. Запланированная в рамках Баренц-региона операция иного и не предпола гает, российские наречия путем «переучивания» будут просто уничтожены вместе со всем, что за ним стоит и стояло. Я, как худой или хороший, но представитель русской культуры, наследник лучших, по словам Д. С. Лихачева, интеллигентов прошлого века славянофилов, обеспокоен манипуляциями с саамским языком ещё и вот почему. В завещании славянофилами оставленном, значится: ни при каких условиях мы не имеем права потерять не только хоть один, пусть самый малочис ленный, народ, но мы не имеем права позволить потеряться хотя бы единому слову этого народа! Вот чем, в первую очередь, руководствовались мы, когда сразу, наряду с Днем славянской письменности, утверждали День саамского слова, День языка коми, День финской литературы. То, что хотят сотворить с саамскими российскими языками (а саамы других стран, вопреки тому, что утверждают некоторые средства массовой информации, переучиваться на северосаамский не собираются), прямо противоречит завещанию, и я не могу не привлечь внимание к этому вопросу. Поэ тому так яростно выступают против Дня саамского слова те, кто пытается кормить ся сегодня от Баренц-региона, кто, закрыв глаза и широко открыв рот, ждет, когда упадет очередной соросовский червячок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz