Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Стоящие мозги не текут и не утекают 245 которые сегодня рядом с нами происходят и касаются всех нас. Мнение, которое я выскажу, сугубо личное. Жаль, что зарубежные доброхоты (в хорошем смысле этого слова) при взгляде на культуру и искусство российских саамов, получая информацию из Ассоциации Афанасьевой, невольно или вольно потакая третьим силам, недоброхотным по от­ ношению ко всем саамским народам, ориентируются не на авторов уровня несом­ нительного, не на Октябрину Воронову, а на окололитературные, околокультурные силы. Не познакомив с Вороновой, они издают, предлагают читать ту же, к приме­ ру, Виноградову, за которой есть все, кроме литературного таланта, и даже премии громогласно дают, то есть дезинформируют зарубежного, в том числе зарубежного саамского читателя, как бы говоря: вот уровень российских лопарей, мы - не хуже (конечно, Виноградовой не хуже; в литературном смысле Виноградовой никто не хуже), и утверждая тем самым зарубежных доброхотов в мысли, что, конечно же, этих российских саамов-недоучек-недоумков надо немедленно на их зарубеж­ ный язык переучивать. Благо, утверждают они, язык тот попроще и письменность, соответственно попримитивнее. И уже переучивают, везут сразу после одиннад­ цатого класса, и уже командуют в саамской культуре - куда знаменитому полит - пропу: единственная программа, которая реально осуществляется так называемым Баренц-регионом. Доброхоты, видимо, не понимают или не хотят понимать, что не ради саамов, а ради чьей-то геополитики, в целях которой это Баренцрегион и об­ разован, вбивается фальшивая мысль о якобы едином саамском народе Норвегии, России, Финляндии, Швеции (только эти страны регион и охватывает). Как всякая фальшивка, она, на первый взгляд, привлекательнее вещи самоценной: ещё бы, кому не хочется быть единым! Но у истории свои законы - законы развития, ветвления. Есть целый ряд самодийских народов, целый ряд славянских народов, причем, те же славянские, к примеру, разошлись, если сравнивать с саамскими, совсем недав­ но, они и сейчас без труда понимают друг друга. Но они уже - разные народы. Снова силой пригнуть и привязать к одному стволу - значит, сделать некоего уродца и по­ губить. Саамские же народы разъехались так давно, что совершенно не понимают друг друга, каждая ветвь уже по-хорошему задеревенела в своей самости, их уже и в один-то пучок притянуть и связать нельзя - обязательно какие-то обломятся пол­ ностью. Запланированная в рамках Баренц-региона операция иного и не предпола­ гает, российские наречия путем «переучивания» будут просто уничтожены вместе со всем, что за ним стоит и стояло. Я, как худой или хороший, но представитель русской культуры, наследник лучших, по словам Д. С. Лихачева, интеллигентов прошлого века славянофилов, обеспокоен манипуляциями с саамским языком ещё и вот почему. В завещании славянофилами оставленном, значится: ни при каких условиях мы не имеем права потерять не только хоть один, пусть самый малочис­ ленный, народ, но мы не имеем права позволить потеряться хотя бы единому слову этого народа! Вот чем, в первую очередь, руководствовались мы, когда сразу, наряду с Днем славянской письменности, утверждали День саамского слова, День языка коми, День финской литературы. То, что хотят сотворить с саамскими российскими языками (а саамы других стран, вопреки тому, что утверждают некоторые средства массовой информации, переучиваться на северосаамский не собираются), прямо противоречит завещанию, и я не могу не привлечь внимание к этому вопросу. Поэ­ тому так яростно выступают против Дня саамского слова те, кто пытается кормить­ ся сегодня от Баренц-региона, кто, закрыв глаза и широко открыв рот, ждет, когда упадет очередной соросовский червячок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz