Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

18 Виталий Маслов Юрий Миронович, будучи на «Инее» мотористом второго класса, точил фор­ сунки к главному двигателю. Надо было сделать на захудалом судовом станочке почти невероятное: с трех сторон болванки просверлить на конус - в одну точку - едва заметные отверстия. Не было ни сверл, ни инструмента, но от форсунки за ­ висела судьба навигации. Юра сделал сверла из обычных швейных иголок и выточил, высверлил, попал в точку! А Николай Андреевич - тогда Коля Попенков - нырял с кормы, чтобы освобо­ дить винт от намотанного троса. Нырял, как на пляже, безо всяких водолазных доспехов. А что делать? Водолазов у нас не имелось, доки не везде есть, да и не всег­ да докование - достаточно скорый способ. Все это - и отказавшая форсунка, и злосчастный трос - было потом. И я вспомнил о них лишь потому, что это характеризует обстановку, в которой мы работали. А то первое собрание, вопрос об учебе, первая зимовка, когда «Иней» по вечерам напоминал учебный корпус, все это было началом. На следующий год судно передали одной из гидробаз, и нам было предо­ ставлено право вылета на материк. Но мы, лишь год назад с пеной у рта добивав­ шиеся такого права, решили остаться на «Инее». Решили остаться все. Потому что оставался наш капитан. Все ли отцы учат жить, учат честности, постоянству с такой мудростью и с та­ ким тактом, как учил молодежь Игорь Степанович? К нам, в нашу небольшую - чуть побольше двадцати человек - корабельную се­ мью пришёл Боря Лебедев, гидрограф с высшим образованием, спортсмен, моделист, романтик. Мы носились с идеей - разыскать остатки знаменитого полярного судна и построить из них модель этого судна, а заодно и «Инея». Однажды и зашёл об этом разговор. Сыпались флотские термины, упоминались имена известных мореплава­ телей. И тогда капитан, явно заинтересованный, вдруг спросил: - А что вы знаете о гонках чайных клиперов? Мы - те, кто считал себя «инейцами»-ветеранами (самому старшему было 22 года) - только руками развели. У нас захолонуло под сердцем: думалось, что и Борису - нашему любимцу - о тех гонках ничего не известно. Но, оказывается, до той минуты мы не знали о Борисе самого интересного. Он выложил нам всё: какой клипер когда и с каким временем победил, кто строил эти суда, каковы толщина их обшивок, формы обводов, размеры парусов, потрясающая воображение скорость... Сегодня мне кажется, что нашего капитана не клиперы больше всего интере­ совали тогда. Он хотел узнать, насколько глубоки и непреходящи увлечения Бори­ са. И понятно уважение, с каким капитан стал относиться к Лебедеву. Еще бы! Наши романтические устремления были в добром русле! (Особенно, если учесть, что капитан всех нас на всю жизнь хотел видеть моряками). Не раз потом по р а з­ ным поводам слышалось шутливое приглашение к экзамену: - А что вы знаете о гонках чайных клиперов? Такова была атмосфера на «Инее». А теперь - к вопросу о мужестве... Не помню реакцию капитана на беспримерную работу Попенкова по освобо­ ждению винта. Но мы, молодежь, тогда почувствовали, что чего-то стоим и что-то можем. Тот день сблизил нас. Ведь не один Коля принимал участие в ответствен­ ной работе. И другие в любой момент могли пойти под воду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz