Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
18 Виталий Маслов Юрий Миронович, будучи на «Инее» мотористом второго класса, точил фор сунки к главному двигателю. Надо было сделать на захудалом судовом станочке почти невероятное: с трех сторон болванки просверлить на конус - в одну точку - едва заметные отверстия. Не было ни сверл, ни инструмента, но от форсунки за висела судьба навигации. Юра сделал сверла из обычных швейных иголок и выточил, высверлил, попал в точку! А Николай Андреевич - тогда Коля Попенков - нырял с кормы, чтобы освобо дить винт от намотанного троса. Нырял, как на пляже, безо всяких водолазных доспехов. А что делать? Водолазов у нас не имелось, доки не везде есть, да и не всег да докование - достаточно скорый способ. Все это - и отказавшая форсунка, и злосчастный трос - было потом. И я вспомнил о них лишь потому, что это характеризует обстановку, в которой мы работали. А то первое собрание, вопрос об учебе, первая зимовка, когда «Иней» по вечерам напоминал учебный корпус, все это было началом. На следующий год судно передали одной из гидробаз, и нам было предо ставлено право вылета на материк. Но мы, лишь год назад с пеной у рта добивав шиеся такого права, решили остаться на «Инее». Решили остаться все. Потому что оставался наш капитан. Все ли отцы учат жить, учат честности, постоянству с такой мудростью и с та ким тактом, как учил молодежь Игорь Степанович? К нам, в нашу небольшую - чуть побольше двадцати человек - корабельную се мью пришёл Боря Лебедев, гидрограф с высшим образованием, спортсмен, моделист, романтик. Мы носились с идеей - разыскать остатки знаменитого полярного судна и построить из них модель этого судна, а заодно и «Инея». Однажды и зашёл об этом разговор. Сыпались флотские термины, упоминались имена известных мореплава телей. И тогда капитан, явно заинтересованный, вдруг спросил: - А что вы знаете о гонках чайных клиперов? Мы - те, кто считал себя «инейцами»-ветеранами (самому старшему было 22 года) - только руками развели. У нас захолонуло под сердцем: думалось, что и Борису - нашему любимцу - о тех гонках ничего не известно. Но, оказывается, до той минуты мы не знали о Борисе самого интересного. Он выложил нам всё: какой клипер когда и с каким временем победил, кто строил эти суда, каковы толщина их обшивок, формы обводов, размеры парусов, потрясающая воображение скорость... Сегодня мне кажется, что нашего капитана не клиперы больше всего интере совали тогда. Он хотел узнать, насколько глубоки и непреходящи увлечения Бори са. И понятно уважение, с каким капитан стал относиться к Лебедеву. Еще бы! Наши романтические устремления были в добром русле! (Особенно, если учесть, что капитан всех нас на всю жизнь хотел видеть моряками). Не раз потом по р а з ным поводам слышалось шутливое приглашение к экзамену: - А что вы знаете о гонках чайных клиперов? Такова была атмосфера на «Инее». А теперь - к вопросу о мужестве... Не помню реакцию капитана на беспримерную работу Попенкова по освобо ждению винта. Но мы, молодежь, тогда почувствовали, что чего-то стоим и что-то можем. Тот день сблизил нас. Ведь не один Коля принимал участие в ответствен ной работе. И другие в любой момент могли пойти под воду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz