Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

206 Виталий Маслов Пусть политика останется на крыльце Интервью Виталий Маслов известен северянам не только, как автор рассказов, очерков, повестей, романов, основанных на мезенских мотивах. О его работах нередко уважи­ тельно писала критика. С уважением к нему относятся и те, кто знает, что Маслов в 1984 году создал в своей родной мезенской деревне Сёмжа Дом Памяти, о котором добрая молва пошла довольно широко. Еще бы! В погибшей, казалось бы, деревне, давно закрытой из-за «неперспективности», открывают Дом, в котором чтят память земляков, погибших в войнах XX века, собирают родословные односельчан чуть не всех поколений... Случай единственный в своем роде. А два года спустя Маслов же начал проведение в Мурманске Дня славянской письменности - праздника, который стал теперь официальным. В Москве ему даже Кремль отдавали. А мечты Маслова о Дне казались до 1986 года несбыточными. Однако же масловское упорство, страсть, его способности организатора, умение «подбить» людей на доброе дело и тут сказа­ лись. Но и этого было мало - требовалось ещё и обком КПСС обхитрить. Маслов нередко приезжает в Поморье, в свою Сёмжу, которую даже летом пронизывают крепчайшие ветры. Как живется сейчас 58-летнему писателю? Как работается? Об этом разгова­ ривает с ним собкор газеты Сергей Доморощенов. Виталий Семёнович, возможно, в наше время писателям особенно слож­ но работать. Потому что читатели психологически устали и столько узнали за последние годы, что их ничем не удивишь. Им кажется, что они уже в этой жизни всё знают... Писатели это учитывают? - Тут надо совершенно четко отличать литературу художественную от про­ чей. Литература как источник информации - не главная. Поэтому если в лите­ ратуре есть душевный заряд, душевное движение, она по-прежнему существует. Другое дело, что не издают-то сейчас пока. Потому что среди литераторов богатых людей нет. Издать роман - никак без пятнадцати миллионов не обойтись. (Самое мерзкое - деньги оказываются в руках людей, лишенных порядочности). Поэто­ му писатели работают «в стол». Русским писателям к этому не привыкать. И это, в общем-то, даже не удручает. Информацией пытается питать что-то около литературы - не то беллетри­ стика, не то публицистика, что-то среднее. Типа «Ледокола» Суворова. Много гря­ зи - чернухи и порнухи роскошно изданной. Но я заметил, что от нее уже стали отворачиваться. И даже так бывает, что издают хорошую книгу в хорошем пере­ плете, а к ней относятся с предубеждением. Это я в Москве наблюдал. Пример того, что мы перешагнули эту грязь, - выставка-продажа книг в Мур­ манске в этом году у памятника Кириллу и Мефодию в День славянской письмен­ ности. Первая книга, которая разошлась, за которой бегали, - это большой кирпич Валентина Распутина, недавно изданный. Вам ведь есть что издать... - Ну где я возьму деньги?! Это нереально. А потом, если б я не был ответ­ ственным секретарем Мурманской писательской организации, я бы принял меры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz