Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

184 Виталий Маслов Славянские комитеты Настоящее и прошлое Краткое сообщение В. Татура в «Полярной правде» от 16 июня о создании в Мончегорске Славянского комитета совпало по времени с известием о созда­ нии Славянского комитета в Минске. Такие совпадения не бывают случайными: как в конце 70-х годов у разных писателей в разных концах Союза возник образ оборванной цепи - символ обрыва связей между поколениями и народами-брать- ями, так и сейчас Славянский еомитет - последний отчаянный призыв к еди­ нению, к спасению. И можно не сомневаться, что такие комитеты (может быть, под другими названиями) уже есть где-то еще, - появление их обусловлено духов­ ной потребностью общества... Да, состав сегодняшних комитетов, минского и Мончегорского, вроде бы несопо­ ставим: в первом люди всемирно известные - народный художник Союза Николай Савицкий, народный писатель Белоруссии Иван Шемякин; во втором - учитель На­ талья Журавкова, журналист Владимир Татур, руководитель мало пока известного мурманского торгового дома «Славянский» Владимир Пеляк. Но это-то как раз и го­ ворит о том, что появление Славянских комитетов - отражение духовного состояния не только в разных районах страны, но и разных слоев нашего общества. Что же такое - Славянские комитеты (в некоторых случаях - славянские благотворительные общества) - не нынешние, о них говорить рано, а те, что сы­ грали значительнейшую, у нас почти неизвестную роль в развитии России в вто­ рой половине XIX века и которым Россия обязана таким взлетом национального самосознания россиян, какого, может быть, в истории больше и не бывало? Первый такой комитет был утвержден в Москве в начале 1858 года кружком славянофилов во главе со знаменитым Михаилом Погодиным в ответ на активи­ зацию в Западной Европе обществ по развертыванию обществ среди южных сла­ вян антирусской и антиправославной латинско-иезуитской пропаганды. В 1868 году члены московского Славянского комитета, жившие в Петербурге, образовали петербуржский отдел Славянского комитета (первый председатель - Александр Гильфердинг, историк, фольклорист, «Онежские былины» записаны им). К концу первого года число членов составило в Петербурге 240 человек, средств было собрано 10000 рублей. Спустя год после петербуржского, в 1869, образовалось киевское отделение московского Славянского комитета (при котором впоследствии существовало ещё и дамское отделение). В 1870 году образовался имени св. Кирилла и Мефодия одесский Славянский комитет... Еще через несколько лет - казанское отделение московского Славян­ ского комитета. И т. д. Главной целью комитета до 1875 года была помощь славянам за счет добро­ вольных пожертвований, в том числе прием и обучение за счет комитетов молоде­ жи из славянских стран, обустройство переселенцев-славян, издание литературы о славянстве, открытие школ, бесплатная рассылка учебников, учреждение пре­ мии за научные труды и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz