Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

14 Виталий Маслов ны в Кельях в 1912 году подтверждается документально. Однако многие другие иконы, а также инвентарь и книги (по устным сведениям) всё-таки не достались ущельским послушницам, а были вывезены старовером - сёмженским крестья­ нином Павлом Васильевичем Филатовым, который заведовал Кельями перед пе­ редачей их православию. Попало ли вывезенное имущество в старообрядческую церковь, неизвестно, но, если и попало, то в очень небольшом количестве, ибо в более позднее время некоторые из вывезенных книг находились не у родствен­ ников и наследников И. Жмаева, державшего в руках церковь, а у родственников П. В. Филатова. В настоящее время, по сведениям автора, икона Казанской Божь­ ей Матери разделена на две части и находится у двух владельцев. Одна из этих частей неплохо сохранилась: испорчены лишь части, скрытые под окладом. Цен­ ность этой иконы и подтверждение того, что она является именно иконой Казан­ ской Божьей Матери, принесённой из Новгорода, могу считаться установлен­ ными только после обследования её специалистами. То же самое можно сказать и о старых иконах, в немалом количестве сохранившихся в других сёмженских семьях. Так, из 12 икон, которые автор видел в одной из семей, только одна оказа­ лась «нового письма», остальные же (иногда двух- или даже трёхкратно перепи­ санные) - по всем признакам писаны не позднее XVI века. Сёмжа Из культовых строений имеются: A. Православная Николаевская церковь. Б. Первая и единственная старообрядческая церковь. Открыта в октябре 1905 года. Имевшиеся в церкви иконы были пожертвованы старообрядцами Мо­ сквы, Н. Новгорода, Архангельска и других городов. По непроверенным сведени­ ям большое количество книг и икон церкви после её закрытия оказалось в деревне Долгощелье. И православная, и старообрядческая церковь имели ограды, а православная - и довольно густой сад, совершенно необычный для Сёмжи. Сад и ограда право­ славной церкви частично сохранились. B. До открытия своей церкви в Сёмже старообрядцы под руководством сём- женского крестьянина инока Паисия (П. В. Филатова) построили в верховьях Сёмжи дом, который, вероятно, должен был выполнять функции запрещённой дониконианской церкви. За незаконность постройки Паисий и все, кто прини­ мал участие в строительстве, были оштрафованы, а дом позднее был перевезён в Сёмжу, поставлен неподалёку от старообрядческой церкви и отдан начётчику И. Жмаеву. Дом частично сохранился, хотя и в плохом состоянии, принадлежит жене Жмаева - А. Прялухиной, которая в нём проживает. Дом, скорее, может быть отнесён к постройке бытовой, чем культовой. Помещения его ничем не от­ личаются от тех комнат-молелен, в которых собирались староверы до появления попов-старообрядцев. Г. Поклонные кресты у дома б. монахини М. Зайцевой. Кресты находятся в состоянии, которое нельзя назвать выше, чем удовлетворительное. В Сёмже, ве­ роятно, ещё есть люди, умеющие читать надписи на поклонных крестах. Д. На старом кладбище сохранилось несколько интересных, сходных с по­ клонными, крестов. Они, как и поклонные, снабжены резьбой-надписями. Е. Севернее Сёмжи, в ручьях расщелинах, выходящих к морю, кое-где сохра­ нились избушки-часовни с крестами, типа поклонных, неподалёку от этих изб-ча

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz