Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
12 Виталий Маслов Мы говорим: никто не забыт, ничто не забыто. Неужели никто в мезенских учреждениях не подумает, что эти слова звучат издевкой для Ольги Алекеевны Филатовой, потерявшей в войне нескольких сыновей, которую никто из района даже не поздравил ни в день двадцатилетия Победы, ни в день пятидесятилетия Советской власти? Как связать нашу государственную заботу о ветеранах войны с сёмженской практикой, если дошло до того, что инвалидам войны - пенсионерам Акиму Михайловичу, Михаилу Марковичу, Константину Дмитриевичу, кавалеру орденов Славы Никифору Назаровичу впору на себе дрова возить по бездорожью? Кстати, в беседе со мной тов. Абакумов, помощник областного прокурора, сказал, что закона об обеспечении транспортом хуторов - нет. Не спорю. Но кто первый назвал Сёмжу хутором? Является ли она хутором даже сейчас? И наконец, хочется, чтобы сохранены были в Сёмже памятники, связанные с позднейшей историей раскола. Кто-то из приезжих сказал: - Если бы люди знали об этих интереснейших местах, здесь бы отбоя не было от туристов. Может быть. А пока я боюсь этого. Потому что даже тот, кто это сказал, этот знающий, кажется, турист, уезжая, прихватил с собой пару складных икон, без ко торых когда-то не ходили ни в один «путь» сёмжане. Боюсь, потому что его то варищ, пользуясь человеческой добротой, увёз, как он сказал «для науки» ред чайшие берестяные книги дониконовского периода. Боюсь, потому что на одном катере с ними неизвестный любитель повёз «полотенца», содранные со старого дома, а потом выбросил эти деревянные узоры в море: велики куски были отлом лены - в чемодан не влезли. Летом 1967 года за пол-литра был куплен и вывезен из Сёмжи полный староверческий иконостас, а в 1968 году неизвестными лицами были похищены иконы даже с кладбища. В основном были содраны старые кре сты и иконы. Слухи говорят, что указанные вещи сбываются на иностранные суда, приходящие в Мезень. Массового туриста только тогда можно пустить в Сёмжу - с пользой для ту риста, и для Сёмжи - когда будет у сёмженских памятников хозяин заботливый и строгий охранник. И в охране могли бы сыграть большую роль заинтересован ные сёмженские жители. И теперь, мне кажется, самое время подумать - а нельзя ли сделать так, чтобы не допустить полного исчезновения Сёмжи и её имени, нельзя ли дать ей возмож ность дожить до своего будущего, дать непослушным сёмжанам докоротать тут свой век и оставить на родине старые кости? Сёмжа сейчас - ничья. А что если взять её в свои руки тем, кто занимается охраной исторических памятников? В Сёмже ещё можно собрать невывезенные предметы местной культуры и быта и выставить их, например, в одном из старо верческих домов. Можно огородить и привести в порядок старое кладбище, отре монтировать поклонные кресты в деревне и на побережье. Каждый крест поклон ный - и история, и легенда! Кое-где в поморских деревнях сохранились старые промысловые лодки: и те, что на полозьях, и те, что под парусом. Собрать бы их на одной или двух обширных сёмженских поветях, вместе с теми, что сохранились в Сёмже, выставить промысловое снаряжение: чем не музей?! - Смотрите, люди, на чём начинали дорогу в Арктику русские люди. Вот их лодки - простые, лёгкие, упругие, шитые вересковыми прутьями... А ведь - дай инициативу людям - на верное, найдутся и иконы, о которых пойдёт речь ниже, и фотографии, которые трудно переоценить. Небезынтересно было бы увидеть сохранившуюся с давних
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz