Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

132 Виталий Маслов Душе не прикажешь Интервью Лет восемь назад в одной из статей Сергея Залыгина я встретил совершенно новое для себя имя - Виталия Маслова. «Что-то в его творчестве настоящее, се­ рьезное, искреннее», - писал тогда Залыгин. Особенно он хвалил язык незнакомо­ го мне автора. «Язык Маслова, - отмечал Залыгин - народный язык, он изобилует словами и словосочетаниями местными, временами текст производит впечатле­ ние притчи или даже сказа...». Надо ли пояснять, что после такой характеристики мастера захотелось самому прочитать книги Маслова. Знакомство началось со сборника «Крень». В издательской аннотации гово­ рилось, что старорусское слово «крень» обозначает «киль судна». Но какое от­ ношение это слово имеет к теме книги, в которую вошли произведения о жизни деревни? - «Крень» вылезло на обложку по ошибке, - говорит Виталий Семёнович, - книга называлась «Крен», но кому-то такое название показалось подозрительным. Почему? - Этот вопрос лучше задать не мне. Скажу лишь - кто-то правильно понял: автор хочет сказать, что корабль наш явно и небезопасно накренился. В журнале заменили название на «Из рук в руки» («цензурный садизм» - охарактеризовал ситуацию редактор журнала), в издательстве добавили мягкий знак. И получи­ лось отнюдь неплохо! Ибо хотя в книге и повествуется о жизни деревни, но дерев- ни-то - поморской, для которой полем было море. Киль, крень - это ж от слова «корень», а уж от «креня» - и «крениться», и «набекрень», да и тот же «крен». Так что в этом случае, годы спустя, могу редактору только спасибо сказать... Крень-ко- рень - основа основ. Помните финал повести? Глядя на погибшего главного героя, другой герой, все поняв, говорит: киль разорвало, и потому отремонтировать уже ничего нельзя. Все надо снова начинать с киля, с креня, с корня. Не в этом ли главная идея созданного у вас на родине, в архангельской деревне Сёмже, первого в стране Дома Памяти? - Безусловно. Надо только добавить: в деревне неперспективной, давно уже списанной и закрытой. Дом создавался, прежде всего, для того, чтобы не потерять корни, сохранить имена. В первую очередь - защитников Отечества, солдатских матерей, солдатских вдов. И чтоб не только Великая Отечественная, но и первая мировая, и японская, и крымская войны - насколько памяти хватает. Ибо рядовой солдат всегда шёл в бой и голову клал за Отечество... Безусловно! Ибо без про­ шлого нет будущего. Статья о Доме Памяти в архангельской «Правде Севера» так и называлась - «О будущем!». И радостно, что стекаются в Дом памяти сведения и о нынешних земляках, раскиданных по свету. Что каждый ребенок, откуда бы ни приехал, найдет себя в Доме Памяти - крайним листочком на многоцветном родовом древе, которых вычерчено в доме памяти - пятьдесят! Не потому ли и тя ­ нутся так на лето в Сёмжу, в Дом Памяти именно дети. Уверен, что из этих ребят перекати-поле уже не сделаешь... А в восемьдесят седьмом году они клуб неболь­ шой построили. Сами. Ниоткуда ни копейки. Более того, прошлым летом насо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz