Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Отчёт оработе Мурманского отделения Всероссийского Фонда культуры 121 Выход только один - возрождение. Как бы этому ни сопротивлялись те го­ сударственные институты, которые разрушали и которые существуют в полной неприкосновенности. И начинать возрождение с самых младших классов. Осво­ бодив их от орфо- и прочих грамм, иссушающих язык родной и душу ребенка, без которых столетиями изучался в школах родной язык с гораздо большим успе­ хом, вернуть малышам сказку (не проходить, не «изучать», а просто играть и рас­ сказывать), хороводы на переменах, родную песню на уроке пения, а не нотную грамоту сразу. Особо подчеркиваю: не ноты, а сами песни, саму музыку. Десятки и десятки поколений носили и передавали нашу великую в своей основе музы­ кальную культуру из уст в уста. Крюки, ноты - это тоже было, но на ином уровне музыки, когда без этого было нельзя. А у нас. Мало, что мы ничему, практически, кроме пианино, массово не учим, - но сколько ребят, отправленных учиться музы­ ке за родительские деньги к третьему-четвертому классу навсегда становились не­ навистниками музыки вообще!.. Ибо заставляем долбить на пустом месте, лишаем главного - радости! Ставим задачей не воспитание, а выступление! Так вот, воз­ вращение традиции национальной требует, прежде всего, возвращение радости, по крайней мере в кружки и на уроки пения, рисования, родной речи и истории. Сумеем вернуть в школу родную культуру, хотя бы самый первый слой, самую почву - и семена, в нее брошенные, непременно взойдут, и потом, когда повзро­ слеют нынешние первоклашки, когда припадет к груди материнское самое родное, самое нежное, самое беззащитное, вот тогда-то и прорежутся те семена, и не про­ сто словечушком, песней тысячелетней прорежется, а защитой на всю будущую жизнь. Директор школы № 8 говорит: - Инструмента нет... Но это все-таки не самая большая беда. Гораздо большим препятствием станет другое: где взять людей, которые могли бы играть, например, на балалайке, гармошке... Вот с чего начинать... И разве только о песнях, сказках, хороводах речь. А рисование? А освоение навыков ремесел художественных. И вот недавно созданный всероссийский Фонд культуры записал в своей программе: ВОЗРОЖДЕНИЕ . При этом поставил задачу не столько охрани­ тельную (она тоже сверхостра, но у нас есть работающее общество охраны памят­ ников, и наша задача - всеми силами и средствами помогать ему: сейчас и поду­ мать страшно - что было бы у нас, - не будь в области этой организации во главе с М. Орешетой), сколько воспитательную, направленную в будущее. И таким образом то, о чем сказано выше, оказывается не только в поле зрения культуры, но должно стать, может быть, главной нашей задачей. С этого и началась наша работа над программой областного фонда. При этом выяснилось: проблем - не­ охватно. На первых порах - подготовить хотя бы сколько-нибудь руководителей кружков: заинтересованных, умеющих, понимающих великой важности зада­ чу - возродить. Организовать во всех школах кружки музыкальных инструмен­ тов, хорового традиционного пения, прикладного искусства. Создать в школах под руководством художников, в пределах возможного, студии традиционных художественных ремесел, предусмотреть переход на индивидуальное обучение с последующим переносом занятий в мастерские художников. Совместно ОМНЦ оказать всяческое содействие уже существующим кружкам традиционных худо­ жественных ремесел. Затем, на основе конкурсного отбора, создать в области шко- лу-интернат гуманитарного уклона, обучение в которой строилось бы на принци

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz