Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
8 Виталий Маслов Зорко следили за староверами попы-никониане, видели, как утекают при хожане под чужое крылышко, но твёрдо держались спущенного сверху правила: не только не бороться с новым поповским расколом, но даже не упоминать о нём в проповедях, дабы не способствовало его распространению. А когда спохвати лись - пол-уезда было потеряно. И вот один за другим из Москвы и из Архангельска мчатся в Сёмжу мисси онеры официальной церкви, берут на откуп самые большие крестьянские дома и при множестве приезжих «беседуют», а вернее - ругаются на чём свет стоит с попами-староверами. Да не тут-то было. - Молчите, ироды! Сожгли Аввакума, теперь до нас добираетесь! - кричали сёмжане. Отчаявшись, миссионеры обращаются к властям с просьбой вырвать главный корень раскола, и власти отбирают у староверов скит. А староверы - будто этого и ждали. - За веру страдаем! - кричали они. - Плюйте на антихристов - царёвых слуг! И едва после пятого года «даруется» России свобода вероисповедания, вы растает, как грибочек, на самом видном месте новенькая церковь. Старообрядче ская! Первая в империи! И бредут по деревням радостные старухи - и сёмжен- ские, и выгнанные из скита. - Слушайте, как дело-то было... При Петре Алексеевиче докатился сыск до Печоры. И сказано было устьцылемцами: «Не будем верить другомя, чем отцы наши и дедовья». И выбрали пятнадцать парней в нашей вере крепких да суровых и сказали им: «Поезжайте на остров, гонения царские переживите! Когда пройдёт смута да сыск, воротитесь вы, и смятенные сердца наши просветлеют светом веры истинной». И воротились недавно в Усть-Цыльму трое последних, оставшихся в живых. И покатилась от них старая вера по земле, воно как покатилась! А эти три Ивана скончались в одночасье... Так и остался от той бурной поры, от всей скрытой от лишних глаз истории раскола памятник-церковь, памятник видимый, один-единственный. Ну да, ко нечно, дома старообрядцев большие и добротные остались. Да ещё неприметней шая хата раскольничьего начётчика: в своё время она была «незаконно» построена в бору, и неприметность была необходима ей, как самое первое качество... И опять ты видишь то, что местным жителям давно примелькалось и не за мечается ими... Нет я не знаю, что за брёвна показались из воды за устьем реки Сёмжи. Видимо, приносные. Хотя вообще-то легенда говорит, что когда-то Сёмжа находилась именно там. Море и сейчас подсыпает берег. Обрати внимание: поло вина домов, что на задней улице, не там построены, а перенесены с обрыва. Может быть, через десяток лет, а может быть, и после одной хорошей штормовой осени повиснет над морем и паперть церкви старообрядческой... Тебя интересует, к какой же религии в итоге склонилось население Сём жи? Ответ на этот вопрос не однозначен. У староверческого толка всегда была одна черта, привлекавшая моряков-промысловиков: староверы не имели церкви и не брали с каждой лодки десятины божьей, вернее, девятины. Православная же церковь с каждого промысла, с каждой лодки брала пай: семь паёв - семи промыс ловикам, один пай - хозяину лодки, один - попу. Отсутствие божьего пая при влекало гораздо больше, чем статьи здешнего начётчика И. Жмаева в централь ной печати, его московские вояжи и выступления, чем все рецензии на жмаевские
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz