Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.

Жить Сёмже или не жить? 7 срубов... Смотри! - из под стойки, которая уж давно покрылась дёрном, оторвал­ ся и покатился вниз серый комок земли. Не поленись, подними его и разомни в руках... То-то и оно... По древнему обычаю, закладывая дом, строители клали под ростверк дорогие монеты... В каком веке глядел в море стоявший на этом ме­ сте дом, ожидая ушедших и тревожась о них? Нам известно лишь, что уже в ------ (в рукописи слово «двенадцатом» вычер­ кнуто - В. С.) веке отдыхали здесь заморские купцы в ожидании прилива и даль­ нейшего пути вверх по Мезени, на Лампоженскую ярмарку. Документально известно лишь, что бывали здесь ватаги соколятников при Иване Калите, потрясали здесь царскими грамотами и требовали кормления. Потом Грозный Иван тоже не забыл про дальнюю деревню, тоже упомянул Филатовскую слободу и тоже отдал на кормление. А ещё позднее, уже при Алексее Михайловиче, перебежало с одного берега Мезенской губы на другой утлое судёнышко с пятью пассажирами, ткнулось но­ сом в песок в пустое место подальше от глаз людских. И последствия того рейса до сих пор заметны в Сёмже: судно высадило на берег тех, кто надеялся найти здесь спасение от царской и никоновской немилости. Именно с того рейса начи­ нается ответ на твой вопрос - почему в Сёмже, в общем-то небольшой деревушке, две немаленьких церкви?.. Ты спрашиваешь, не то ли судно обнажил отлив на ближайшей отмели, кото­ рое погибло здесь при набеге англичан в 1854 году? Нет, судно, остатки которого мы видим, погибло не так уж давно. Его капитан, сэкономив на лоцмане (лоцма­ нами Сёмжа с давних пор славилась), пошёл прошлогодним фарватером... И поса­ женное на мель судно переломилось при отливе. Тот же корабдь, который ты име­ ешь ввиду, погиб в верховьях реки Сёмжи. Он участвовал в погоне за бежавшими от чужестранцев сёмжанами... Кстати, на колокол, который украден был из Ковды и увезён в те годы в Англию, а затем в 1912 году возвращён на Соловки, нанесено было то же изображение, что и на святыню сёмженского скита, основанного людь­ ми, высадившимися здесь при Алексее Михайловиче... Уходит от берега море и возвращается, уходит и возвращается... Но не повора­ чивается вспять жизнь, не повторяется история. Остается потомкам от минувшего лишь то, что как сломанное весло, выбрасывается на гребень жизни волной исто­ рии. Сохрани монету. Она осталась от тех времён, когда светлая высокая волна по­ знания катилась через эти края и несла к новым берегам первых землепроходцев... Староверы, обосновавшиеся в Сёмженском ските, надеялись, однако, на по­ ворот истории. Они молчаливо молились о том часе, когда вернётся к ним их былое могущество. И многим из них показалось, что такой час пробил, когда в 1846 году греческий митрополит Амвросий согласился быть основоположником староверческого духовенства. Вновь, впервые после раскола, внесённого Никоном в 1667 году, у староверов появились свои попы. И хотя многие староверы не при­ знали этих попов и остались беспоповцами, новое пастырство не унывало. Пое­ хали по уезду «гостить» сёмженские старухи, уговаривая переходить в истинную веру, наделяя книгами, советуя ласково и настойчиво: - Ты не переходи в веру, а только съезди, посмотри, как в Сёмже всё хорошо. А приехал в Сёмжу - как не съездить в скит, куда то и дело идут люди даже из самых дальних краёв российских?.. Атам, смотришь, - и потеряло православие ещё одну душу. Начало съезжаться в Сёмжу и новое духовенство. Не только из Архангель­ ска - тоже со всей страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz