Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. [Публицистика] / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 495 с. : ил., портр.
Жить Сёмже или не жить? 7 срубов... Смотри! - из под стойки, которая уж давно покрылась дёрном, оторвал ся и покатился вниз серый комок земли. Не поленись, подними его и разомни в руках... То-то и оно... По древнему обычаю, закладывая дом, строители клали под ростверк дорогие монеты... В каком веке глядел в море стоявший на этом ме сте дом, ожидая ушедших и тревожась о них? Нам известно лишь, что уже в ------ (в рукописи слово «двенадцатом» вычер кнуто - В. С.) веке отдыхали здесь заморские купцы в ожидании прилива и даль нейшего пути вверх по Мезени, на Лампоженскую ярмарку. Документально известно лишь, что бывали здесь ватаги соколятников при Иване Калите, потрясали здесь царскими грамотами и требовали кормления. Потом Грозный Иван тоже не забыл про дальнюю деревню, тоже упомянул Филатовскую слободу и тоже отдал на кормление. А ещё позднее, уже при Алексее Михайловиче, перебежало с одного берега Мезенской губы на другой утлое судёнышко с пятью пассажирами, ткнулось но сом в песок в пустое место подальше от глаз людских. И последствия того рейса до сих пор заметны в Сёмже: судно высадило на берег тех, кто надеялся найти здесь спасение от царской и никоновской немилости. Именно с того рейса начи нается ответ на твой вопрос - почему в Сёмже, в общем-то небольшой деревушке, две немаленьких церкви?.. Ты спрашиваешь, не то ли судно обнажил отлив на ближайшей отмели, кото рое погибло здесь при набеге англичан в 1854 году? Нет, судно, остатки которого мы видим, погибло не так уж давно. Его капитан, сэкономив на лоцмане (лоцма нами Сёмжа с давних пор славилась), пошёл прошлогодним фарватером... И поса женное на мель судно переломилось при отливе. Тот же корабдь, который ты име ешь ввиду, погиб в верховьях реки Сёмжи. Он участвовал в погоне за бежавшими от чужестранцев сёмжанами... Кстати, на колокол, который украден был из Ковды и увезён в те годы в Англию, а затем в 1912 году возвращён на Соловки, нанесено было то же изображение, что и на святыню сёмженского скита, основанного людь ми, высадившимися здесь при Алексее Михайловиче... Уходит от берега море и возвращается, уходит и возвращается... Но не повора чивается вспять жизнь, не повторяется история. Остается потомкам от минувшего лишь то, что как сломанное весло, выбрасывается на гребень жизни волной исто рии. Сохрани монету. Она осталась от тех времён, когда светлая высокая волна по знания катилась через эти края и несла к новым берегам первых землепроходцев... Староверы, обосновавшиеся в Сёмженском ските, надеялись, однако, на по ворот истории. Они молчаливо молились о том часе, когда вернётся к ним их былое могущество. И многим из них показалось, что такой час пробил, когда в 1846 году греческий митрополит Амвросий согласился быть основоположником староверческого духовенства. Вновь, впервые после раскола, внесённого Никоном в 1667 году, у староверов появились свои попы. И хотя многие староверы не при знали этих попов и остались беспоповцами, новое пастырство не унывало. Пое хали по уезду «гостить» сёмженские старухи, уговаривая переходить в истинную веру, наделяя книгами, советуя ласково и настойчиво: - Ты не переходи в веру, а только съезди, посмотри, как в Сёмже всё хорошо. А приехал в Сёмжу - как не съездить в скит, куда то и дело идут люди даже из самых дальних краёв российских?.. Атам, смотришь, - и потеряло православие ещё одну душу. Начало съезжаться в Сёмжу и новое духовенство. Не только из Архангель ска - тоже со всей страны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz