Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.
422 Виталий Маслов блоки текста, сколь знакома эта беспардонная оголтелость ката, чувствующего свою силу и беспомощность жертвы! Мы уже читали это в 1972 году в «Литера турной газете». Хотя тогда противник был еще беззащитнее, хотя и серьезнее - со ставитель поэтического сборника «О, русская земля!» Валентин Сидоров, критик Михаил Лобанов, прозаик Александр Солженицын, друг Пушкина поэт Языков («Языков, близок я тебе!» - А. Пушкин!), сонм литераторов, когда-либо «воспе вавших самодержавие», и все те, кто «словно бы чураются» слов «советское», «со циалистическое», «колхозное»... Очень советую всем нам вернуться к той статье, дабы понять многое из того, что под флагом «перестройки» происходит сегодня и что будет завтра. Ибо статья та запретительно-разгромная, в отличие от нынеш ней, была подписана! И не кем-нибудь, а одним из главных нынешних партийных стервятников, членом Политбюро А. Яковлевым. Прислушаемся к митинговым речам самых смелых, самых отчаянных демо кратов. Многое из того, что ныне не слезает у них с языка как новейшее сверхот- важное откровение, давным-давно было сказано теми, кого причислили потом к московской, сто раз названной, тысячу раз обруганной «Памяти». Задолго до де мократов! Когда еще всякого рода Яковлевы свои статьи держимордовские, охра- нительно-марксистские сочиняли и печатали. Не в этом ли причина патологической, на грани страха, ненависти к загнан ной не только в подполье, но и в тюрьмы немощной «Памяти», требований ее фи зического уничтожения и уже начавшегося кровопускания из ее еще не обозна чившихся жил? Архиепископ Сергий Страгородский написал в свое время удивительно я с ную, нравственно выверенную картину спасения души - твоей, моей - право славной. Как первый итог непрерывного земного доброделания и безоглядного упования на милость Божию, обязательных для каждого православного человека, приходит наконец такое состояние души, когда доброделание становится и есте ственной нашей потребностью, и обязательным условием личного земного сча стья. Это состояние души есть первое, хотя и не единственное условие, при кото ром из зерна Веры и доброделания может взрасти древо, соединяющее в нащей душе земное с небесным. Взойдет ли, взрастет ли, увенчается ли вечным блажен ством, нашим спасением - на то воля Божья, на него уповаем, но в нашей власти - непрерывное земное доброделание как души приуготовление. Именно при рассмотрении вопроса о спасении открывается главная пропасть между православием и католичеством. Если для нас непрестанное доброделание даже в той стадии, когда оно стало уже души наслаждением, - лишь одно из ус ловий, но отнюдь не гарантия будущего спасения, то для католиков добродела ние как духовность, можно сказать, вообще не существует: делай добро или даже покупай индульгенцию - и ты спасся. Господь в этом случае - как бы должник или даже заложник. Вот откуда, в идее, нынешнее популярное «ты - мне, я - тебе». Для православия же сама такая постановка вопроса - великий грех. Само го по себе доброделания, если оно не обеспечено соответствующим состоянием души, недостаточно даже для того, чтобы назвать себя православным: что для ка толиков - высший предел веры, для нас - лишь подступы к ней... Пали препоны, скрывавшие остатки того, что было великой Русской Право славной Церковью. И души наши, почти столетие отвергнутые и от веры своей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz