Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.

416 Виталий Маслов деды и прадеды, чем будут наши правнуки. Так же как они, бывшие и будущие, несут ответственность за то, какие мы и как живем. Это только в суде сын за отца не ответчик... Мне кажется, это закономерность: молодые люди, стряхнувшие «прах с ног», быстрей всходят и, обгоняя других, начинают быстрей расти. Но затем рано ски­ сают, очень часто даже не отплодоносив, - ком земли под ними маловат, корни подрублены... Не обделить корнями детей своих. Если, положим, кто-то из дедов совсем уж неприемлем, выйти напрямую на прадеда - корень должен тянуться. На гидропонике живую душу не вырастишь... Стараться в с е х понять, а самого себя, даже очевидно правого, строго спрашивать и судить, это крайне важно для самоусовершенствования. Ведь спер­ ва мы вскипаем: я прав! и только я! И это нормально. Ненормально, плохо, если потом, после времени, сомнением душу не оживить, если не появится лишенное всякой логики чувство вины правого перед виноватым... Ум, ясный и острый, ис­ следуя капельку жидкости, точно скажет, сколько и каких в ней солей, каковы вязкость и прозрачность. Разум же скажет главное: это - слеза... Без того чувства, похожего на вину, ум до разума не поднимется... Если человек духовно здоров, его тяга к углубленному самопознанию, к осоз­ нанию себя частицей (не такой уж крохотной) чего-то бесконечного во времени - своего рода, народа, своей веры - неистребима. Спрашивают студенты: допустимо ли, не зная даже самых первых молитв, самых основ веры своих предков, принять крещение? Чтобы считать себя право­ славным не только по семейной традиции. Отвечаю: мне кажется, да. Хотя бы потому, что сегодня нет иной, более ответственной присяги на верность своему народу, своей истории, всему сла­ вянству. В сегодняшнем разброде, когда наряду с политическим плюрализмом (прошу прощения) иезуитски поднимается на щит духовная и нравственная неразборчивость как обязательный признак современной революционности и пр. и пр., такая присяга важна чрезвычайно. И аз, грешный, такой же духовно безграмотный, буду присягать вместе с вами. А знание, коль уж обратили мы свой взор духовный и душевный на Это, неизбежно будет прирастать и углу­ бляться. Я говорил о культуре Русского Поморья, о поморах - как многовековой куль­ турной общности. После выступления подошли несколько курсантов, один - сам из Ручьев поморских: - Где взять книги, которые упоминались? Кроме того, не подскажете ли, где можно почитать «Сказания о Русской Земле» Нечволодова? - Эта книга у меня есть, но лишь два тома. - Дадите? - Для того и есть. И за какие-то полгода многие - может быть, главные книги по истории Рос­ сии, бывшие в моей библиотеке, прошли через аккуратнейшие по отношению к книгам руки этих ребят, удивительно симпатичных молодых людей. Мне пока­ залось, что они, если и не организационно, то уже этой общей тягой к познанию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz