Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.
412 Виталий Маслов Но в таком случае - в чем же отличие Поморья как социальной и культурной общности от остальной сегодняшней Руси? Думая об этом, сравниваю Анну из знаменитого распутинского «Последнего сро ка» и Сусанну из моей «Восьминки» (ни в коем случае не тщась поставить эти расска зы в один ряд по литературным достоинствам). Ситуация сходная, но сколь серьезна при этом разница. А может, дело в нашем случае и не в старухах вовсе, а в авторах? Правду о том, что делалось в гражданскую и кем делалось, мы, кажется, толь ко сейчас начинаем постигать. Но ведь об этом было сказано тогда же, во время гражданской, и печаталось потом. Вот стихотворение М.Волошина «Русская ре волюция»: России душу омрачая, Враждуют призраки, но кровь Из ран её течет живая. Её - выделено мной. Но главное слово для раздумья - «призраки». «Реакционное чистое искусство», «искусство для искусства», - говорили нам в школе. Но если паче чаяния оно, таковое, есть, то существовало оно отнюдь не в той стороне, которую нам показывали. Вот оно - чистенькое, не имеющее никакой связи с жизнью: «Броня крепка, и танки наши быстры», «А затронешь - спуску не дадим», «Всё теперь колхоз ное - всё теперь мое». И таких шедевров чистого искусства, искусства ради искус ства - не счесть. Да, честно говоря, авторы и не скрывали, объявляли с гордостью: «Работаем по соцзаказу - нас озадачили, мы написали, все поют!» Какой урон принесла эта нечистая сила и стране, и искусству! Додумать до точки - счастье. Найти слово, чтобы результат выразить, - сча стье двойное... Искра в книге - не от сути, до которой ты наконец докопался, а от той ярости, с какой ты к этой самой сути стремился. То же, что при рытье колодца - искра, пока лопата о камень. Истина, суть - это уже то, к чему ты припадешь потом с большей или мень шей долей умиротворенности, как к воде. И чем трудней, искрометней был путь, с тем большей сопричастностью разделит твое удовлетворение читатель... Истинный поэт, писатель отличается от всех прочих главным образом лишь одним - силой любви. В основе нашего творчества - любовь к родине, к отчиз не. Если бессмертна родина, бессмертна и любовь к ней, бессмертны и художни ки, навсегда, честно и безоговорочно связавшие себя со своей родиной. Всякое иное творчество тоже имеет право на жизнь и тоже может выдаваться за великое и бессмертное, но это всё-таки не более чем подделка, и живы эти подделки лишь до той поры, пока живы и действуют силы, делающие этим «бессмертным» искус ственное дыхание. И если художник хочет, чтобы он в делах своих жил долго, он должен всё делать для величия, здоровья и бессмертья родины. Начинается настоящий художник с воспитанья и осознанья собственной души, с познанья - любовного и горестного, горького и сладкого - родины. Нику да от этого не уйти, ибо без этого не может быть ни человека недробного, ни граж данина, ни тем более писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz