Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.
402 Виталий Маслов Для меня очевидно влияние Аввакума не только на судьбу моей родной Сёмжи, но и на характеры семжан в течение всех последующих веков. Я уже говорил как-то, что по преданию семжане пожертвовали на пропитание ссыль ному протопопу семужью тоню на Подпыесском, всего лишь в нескольких ки лометрах от межевых, между Мезенью и Сёмжей, знаков, - это и сегодня одно из самых семужьих мест на семженских берегах. Остался и до сих пор стоит на Подпыесском, на угоре, крест, поставленный по преданию самим Аввакумом. Несомненно, что крест подновлялся, может, и не однажды, но в год тысячелетия Крещения Руси он еще был. Именно об этом кресте писала К. П. Темп в своем «Сказе о Беломорье». Возможно, что крест этот - единственное вещественное, что и ныне напоминает о пребывании Аввакума в Мезени. Если не считать памя ти, порой неосознанной: мой сосед в Сёмже - тоже Аввакум, более того - тоже Аввакум Петрович. Напомню землякам, семжанам и мезенцам, о мезенских годах великого рев нителя коренной русской веры, о мезенских годах его семьи и сподвижников. Опальный, уже побывавший вместе со своей верной протопопицей Марков ной в даурском аду, Аввакум привезен был в Мезень 29 декабря 1664 года - при везен с семьею и близкими, всего 12 человек. В тот же день Марковна родила сына Афанасия. В тот же день протопоп сел за челобитную царю о выдаче хотя бы самого ма лого прокорма для семьи. Челобитная эта вместе с отпиской мезенского воеводы Цехановского пришла в Архангельск 20 января - еще предполагалось, что Мезень для Аввакума - лишь остановка по дороге на Печору, в Пустозерск. На тоне на Подпыесском Аввакум мог сидеть лишь летом 1665 года, посколь ку первого марта 1666 года вместе с сыновьями Иваном и Прокопием он был уже привезен в Москву, откуда в конце мая пишет в Мезень (в Окладникову слободу) Марковне: «Сижу в темной полате, весь обран и пояс снят...» Из Москвы сам Аввакум был отправлен в Пустозерск, куда прибыл 12 дека бря 1667 года, а Иван и Прокопий оставались в Москве еще более полутора лет - сидели в темнице, жили при церкви в работниках без права отлучки - и вернулись в Мезень к Марковне лишь летом 1669 года. В марте 1670 года Марковна вместе с вернувшимися сыновьями была «закопа на в землю» мезенскую (посажена в яму), а двое из близких людей, Лука и Федор, были повешены. (О Федоре Аввакум писал, что родом он мезенский и вся родня его с Мезени.) Для свершения казней из Москвы приезжал стрелецкий полуголова Иван Елагин. А вскоре он был уже в Пустозерске, где 14 апреля того же года «вме сто смертной казни» навсегда посадил Аввакума в земляную яму на хлеб и воду. 16 ноября все того же семидесятого года была взята под стражу знаменитая по гениальной картине Сурикова духовная дочь Аввакума боярыня Ф. П. Моро зова, которой была уготована такая же, как у Аввакума, яма, такая же, как у Авва кума, судьба. В 1672 году наконец-то велено давать «поденный корм» из мезенских тамо женных и кабацких сборов детям Аввакума - Афанасию, Агриппине, Акулине, Аксинье, а также жене сына Ивана Неониле с дочкой Марьей. 14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича протопопа достали из ямы и взвели на костер. Вместе с ним были сожжены его сподвижники Епифа- ний, Лазарь, Федор. И было отмерено Аввакуму земляного, в полярной мерзлоте, сидения ровно, день в день, двенадцать лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz