Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.
На костре моего греха 371 он в космос (и даже ногу занес за порог!) на несколько веков раньше, чем кто-то другой со страхом догадается о существовании этой двери и этого порога. В противоречии Царь - Аввакум все не так просто, как мы сейчас массово изо бражаем. Да, протопоп велик, в чем-то более, чем на триста лет время опередил, но у меня при этом и о царе сердце обливается кровью: куда было ему, бедному, де ваться? Как утишить гениального смутьяна, который из своей ямы в упор понимать не хочет: страна, великая отчина, только что выкарабкалась из смуты, из потрясе ния, поставившего было государство на грань исчезновения, и вдруг опять - в тыся чах списков письма протопоповские по Москве гуляют, за которыми - новая смута. Легче ли прежней? Не канет ли на сей раз страна в Лету?!.. За все за это ответчик пред Богом и перед народом только он, Царь, и никто другой... У Аввакума забота - как талантливее и ярче царя допечь, у царя - как государство неокрепшее опять не пошатнулось бы... Так что говори на волка, но говори и по волку... «Подобает живописцу быти...» Скоро полтысячи лет этому завещанию му дрому стоглавому. Что хотел бы я одолеть, к чему могу хотя бы стремиться? Да, «не празднослову», да - не сварливу, не завистливу, не грабежнику, не убийце... Но смиренну как быти?!.. Над самим надо мной глумленье - снесу. Лично меня ограбят - смолчу. Но когда Отечество рвут и приватизируют? Тут-то как?!.. И еще, чистоту душевную и телесную... И опять же - как? Не успел оглянуться - пост заканчивается. Какой значимый, духовно необъ ятный пост. И, как ни грешно, ни печально, ни стыдно, - весь прошел и заканчи вается в суете, не удалось отрешиться, сесть, подумать, а может быть, даже и напи сать. Жизнь как бы теряется. Не только перед Господом - перед людьми должен я за это просить прощения. Не замолить грехов моих, и кажется, грехи мои - даже и на тех, кто вслед за мной. А о себе уж и не говорю: насколько больше успел бы сделать доброго, не погрязни в суете и лени. Да, в уголовном смысле мы за предков и потомков не ответчики. Но в смысле нравственном - все дела, праведные и не праведные, не только отцов, не только сыновей, но и прадедов наших и правнуков - на нашей совести. Задача писателя, сына своей земли, - возбуждать в родном народе стремление к родовой памяти, к ответственности перед предками и потомками. Вы, семжана, какие-то все езжалые, чуть что - поехали на переселение! То один - в маячники на остров, то, как в тридцать восьмом, - чуть не полдеревни... - В тридцать восьмом была не охота, а неволя: лоцманскую артель разогнали, а чем окажется госслужба лоцманская - кто знал? Не пришлось бы и лоцманам - как в колхоз. Сначала было «Не пойдем под коммунистов!», а переселение - мож но сказать, бегство - было потом. Хотя, конечно, с места сниматься - это ведь и вправду у нас, у семжан, да даже и у самой Сёмжи, на судьбе, можно сказать, на писано. Вот вы в вашей деревне, ваш род, как поселились, к примеру, на угорышке вашем, так до сих пор вы на нем, может, триста лет, возможно, что пятый дом сме нился - и все под одним деревом. А у нас - даже и дома на месте не стоят. Постав лю я его, новенький, на заднем на последнем порядке, можно сказать на болоте, а он - не хочет там, он топ-топ ко угору! А в это время дома с переднего порядка, только не догляди, - кувырк, разбежавшись, со всей высотищи в море! Потому как море волной продольной-покатистой что косой обрыв песчаный податливый понизу подсекает и, обрушивая, по лёщадям и отмелям морским ближним и даль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz