Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.

368 Виталий Маслов Икона. Символы: - прижатая к щеке рука - печаль, - раскрытая ладонь - покорность, - круглый нимб - вечность, - звездчатый нимб - обоготворение. Более чем трехвековой спор, более чем трехвековая пря между православны­ ми, слава Богу, вроде бы завершилась: братья во Христе - старообрядцы и так на­ зываемые никониане - снова назвали друг друга братьями. И вот мы можем спокойно положить рядом книги тех и других, сравнить их, сравнить обряды и службы. О многом, отнюдь не только о сложении перстов шел спор, и многое еще предстоит тем и другим осмыслить. Сравним, например, как объясняют крестное знамение те и другие, что значит при этом каждое при­ кладывание перстов. Старообрядцы (по протопопу Аввакуму): - на главу - являет ум нерожденный: Отец роди Сына, превечнаго Бога, пре­ жде век вечных, - на пуп - воплощение Христа, Сына Божия, от Святыя Богоотроковницы Марии, - правое плечо - Христово вознесение и одесную Отца седение и праведных стояние, - левое плечо - грешных от праведных отлучение, и в муки прогнание, в веч­ ное осуждение. Православные-никониане (цитата - по официальному изданию Русской Православной Церкви, 1989 года): —на лоб - чтобы Господь просветил наш ум, - на грудь - чтоб Господь осветил сердце и чувства, - на правое и левое плечо - для освящения нашей деятельности. Да если б только в этом разница! Однако, понимая погибельность раздора, и те, и другие сумели через все противоречия переступить. Но помнят ли о всех бедах трехвекового раскола те, кто сегодня устраивает но­ вую смуту, новую прю, новую катавасию, кто не желает слышать никого, кроме себя? Задумаемся, отрешась от суеты, - а не для того ли нынешняя катавасия и устраива­ ется, чтобы вообще, навсегда, заглушить голос Православия как такового? В «Еще живых» привел я, со слов свидетелей, молитву, которую творила Зоя Евлампиевна на гибнущем катере, прося о помощи: - Никола Угодник и Мати пресвятая Казанская Богородица! Спасите детей и души наши! Привел, не задумываясь о том, почему именно Казанская Божья Матерь и Никола Угодник. И только после дошло. В Сёмже было два храма: один, православный, освя­ щен в честь Николая Мирликийского, Чудотворца (православная Святина празд­ нуется в Сёмже 29 сентября), другой, старообрядческий-«австрийский», - во имя Казанской Божьей Матери (Святина старообрядческая в Сёмже - 15 июля). Вот почему именно этих наших вечных заступников призвала на помощь Зоя Ев­ лампиевна. Храм старообрядческий уже обрушился в море, его не восстановишь, всё.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz