Маслов В.С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Мурманск, 2016.
210 Виталий Маслов Выяснилось что, неведая того, взял Николай Гигантьевич в жены родствен ницу недальнюю. На первых детях это вроде не отразилось, а тут... И самое страшное - никто другой в деревне от этой беды не застрахован. Раньше худо-бедно, но это важнейшее на здешнем узком месте дело - родствен ные линии знать - все-таки велось, и родственников, до шестого колена включи тельно, священники не венчали. Был один-единственный случай в деревне: в века оные обвенчали в пятом колене, так и то - запросили сперва губернию, губерния запросила столицу, и только оттуда разрешение пришло да и то потому лишь, что венчание подтверждало факт уже свершившийся, этот факт впереди отца с ма терью к церкви бежал, когда те венчаться наконец-то отправились. По этой вот причине почти никогда из деревни своей девок замуж не брали, искали в других селениях, отчего и были чуть не все даже дальние поморские деревни родством повязаны. А теперь - кому это надо, родство свое знать? А уж чужое - и подав но! Обязанности поповские поделены между парторгом и загсом. Но разве будет парторг еще и родством заниматься? А загсу нашему - тем более наплевать, он и брата с сестрой, не моргнув, зарегистрирует... Ладно, сейчас Окреций Шестаков по своей, так сказать, линии в этом деле начал разбираться, а официально? Вон же у нас как, чуть что, поддержи кого, похвали, сразу обвинят: р о д н я , мол! Род ня - как ругательство. Вот и вышло - знать ее не знаю! Чем меньше родни, чем короче род, тем лучше. Забыть и не вспоминать! Николай Гигантьевич женился - все по чести, а потом, когда дочь больная родилась да копнулись в своих родослов ных, оказалось, что жена - двоюродного брата дочь. И опять же: ведь людям-то до сих пор не сказано, отчего у Николая Гигантье- вича беда. Так, мол, мало ли причин бывает, возможно, что пьющие есть в роду, гены такие или, может, среды загрязненье... Хотя - как бы не понять причину и не на звать? Лишь оглянись. Вот даже: едва дорог между деревнями не стало, самолетами заменили, едва лошади из разных деревень перестали встречаться и смешиваться, - столь быстро вырождаться стали, смотреть тошно. Еще Фокин-отец, чтобы полно го уродства не допустить, двух кобыл и жеребчика завез со стороны на вертолете. И на каждую лошадь с тех пор - паспорт. У Валюхи. Вот велела опять восемь ко был убрать, потомство от них нежелательно, уже сами матери - выродки. Убрать - не проблема, конину теперь не только принимают, но и в план засчитывают наряду с говядиной. Проблема в другом: думая о лошадях, не хотим думать о людях. «Мне - проще, - тоскливо-тоскливо, с холодком в груди не раз думал Толя. - Я - из другой деревни родом и, если доведется, могу и здешнюю в жены взять. А сорок холостяков нынешних, которые здешние? Ездил в Эстонию бывший наш строитель, Евгений Нечаев. Рассказывает, - а может, врет? - там точно то же, что и у нас, на одном из островов было. Так роту пограничников-неэстонцев туда слу чайно прислали. И, врет или нет, не удалось ребятам обратно с острова уехать, переженились на местных красавицах, родители с радостью зятьев в дом к себе принимали. Но это значит - ведали те родители, что, почему и ради чего дела ют! А мы? Что мы конкретно сделать можем? Девок взвод сюда - причины нет. Надеялись, что в детсадик девчонки, человек пять-шесть, приедут работать, ан нет - свои устроились... Ударились наши холостяки в строительство, а дальше что? Ведь, выходит, даже и на тех девчонках, которые есть, подрастают, - ну ни как жениться им нельзя! Не уродов произведут, так выродков... Как об этом ска зать парням и девчонкам - чтоб не моими словами и устами?.. И, сказав, - что же на вопросительные взгляды холостяков ответить?..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz