Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / Виталий Маслов ; [сост. В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 527 с. : ил., портр.
432 433 Виталий Маслов Одна десятая градуса Прихожу, а мне говорят – нету на вас, всё уже распределено. Как?! Иду к началь- ству базы. А у него – полный кабинет, капитаны совещаются о чём-то… Глядит… Так и так, говорю, Алексей Полиектович, спирту нет, как в навигацию пойдём? Время поджимает… А зачем, куда спирт-то? – спрашивает. – Для гирокомпасов… – Так…Так… Так ведь, наверно, этот спирт-то того… И тут я сообразил по сочувственным и обеспокоенным взглядам капитанов и штурманов и самого начальника базы – они, не раз пробовавшие, может быть, спирт из компасов магнитных, думают, что мне спирт нужен для того же. – Да, говорю, – не выйдем из порта без спирта… – И сколько?.. Вижу, что терять нечего: – Три с половиной литра на компас, да другое оборудование. Четыре компаса, четыре судна… Схватилось начальство за голову. Мало, что по-своему с прошлогодним запа- сом распорядились, но как бы и не всплыло, а что ж в единственной бочке на скла- де осталось, это ж всё равно, что водой залить… И полетел нарочный… И получал я по хорошей фляге чистейшего спирта и одну весну, и вторую. И оказались вдруг радисты в благословенном Тикси несо- измеримо выше всяких министров. И вот пришло время уезжать мне из Тикси, с «Инея» из Тиксинской базы… И говорю я при большом скоплении народа с молодым ещё пареньком – только после мореходки. И недоверчив и боязлив – удивительно. Впрочем, удивительно ли? Из училища да прямо сюда, где тебе ни пароходства под боком, ни камеры навигационной, – только на свои силы надежда… «А это, говорю, храни, как зени- цу ока, для заливки гирокомпасов весной получишь. Получать по этой бумажке будешь, проверь, чтобы фляга – под пломбой»... – А что, – спрашивает Володя, – разве здесь гирокомпасы спиртом заливают? А нас учили – что глицерином?.. Можно ещё, конечно, было, как-то выкрутиться, спасти положение, мол, к примеру, – это оттого, что в высоких широтах... и прочее, и прочее. Но, до того уж надоел Володя со своим недоверием… Рассмеялся и говорю: – Ну и заливай глицерином! Других-то ребят подвёл! Всего ожидал, но не этого: не возмутилось присутствующее начальство, не кинулось меня обличать, – хохот потряс видавшую виды гидробазовскую де- ревяшку. Над собой мужики смеялись: все сразу вспомнили – ну, конечно же, глицерином! Одна десятая градуса Набрался человек опыта флотского, операторского и вот за пять лет до пен- сии вынужден бросить и работу радиста и флот: рука отказывает… Несколько часов назад ледокол пробил канал в припае острова, ввёл в канал грузовое судно и теперь стоит чуть в стороне, обеспечивая ледовую безопасность на время выгрузки. На ледоколе спокойно. В штурманской рубке – гидролог да два штурмана: один только что сдал вахту, другой – принял, высокий спортив- ного вида молодой человек лет тридцати – оторвался от карты ледовой обстанов- ки, щёлкнул зажигалкой, затянулся, поддержал разговор: – В радисте должно цениться прежде всего знание техники, а не уменье ра- ботать рукой. Я считаю вполне правильными такие новшества, как полуавтома- тический ключ, потом – пишущие машинки, выдающие непосредственно азбуку Морзе, а теперь вот – телетайп. – По мне лучше всего не телетайп, а телепатия, – Иван Иванович добродушно улыбается, важно откидывает большую, начинающую лысеть голову и, выбросив вперёд ногу, пристально смотрит на носок. – Напрягаю воображение, и мне сразу отвечает начальник штаба арктических операций или хотя бы господь бог на пер- вый случай: – Минуточку, Иван Иванович! Ваша очередь – третья! – Не согласен, – шустро вскочил с дивана коллега Ивана Ивановича, говорит серьёзно, а губы чуть кривятся в усмешке. При всей своей подвижности он уди- вительно тучен, его идеально чистая лысина едва достаёт до штурманского значка на груди Ивана Ивановича. – И ещё раз не согласен! Что ж я тогда в папку по- дошью? А в нашем деле необходим точный руководящий документ! – А вы запишете и подошьёте, что вам по телепатии передадут, – сказал гид ролог почти серьёзно, так же, как это делают радисты. – Совершенно отпадает, потому что всё будет зависеть от моей честности. Иван Иванович рассмеялся: – Но разве можно представить работу радиооператора без элемента честно- сти? Он, например, мог бы написать, что угодно и отметить в журнале, что так было принято. Ведь передавший оператор не видит, что отмечает его корреспон- дент. А свидетелей у них нет. – Невесомо всё это как-то, – сказал коротенький штурман, – получается та же телепатия без буквопечатающей приставки. Как вы думаете, бывали случаи нечестности? Иван Иванович наклонил голову: – Бывала ли нечестность, я не знаю, но разговор о честности был однажды крупный. Кажется в 1962 году. Начался взлом припая в Енисейском заливе и проли- вах – более восточных. Каналы, ранее пробитые во льду, зажало, перемешало, и все ледоколы были брошены на буксировку затёртых в каналах судов. Поэтому мы, судно ледового класса, пошли от Диксона одни. Хотя о важности и срочности нашего рейса говорил уже тот факт, что на судно был посажен гидролог, столь редкий тогда специалист по льду, и придан вертолёт. Тогда и вертолёты только первый год работали. Так вот, на второй день после выхода в рейс, утром, наш радист Корехов – ве- роятно, вы знаете его, небольшой длиннолицый, с залысинами, шрам на нижней губе слева – принял ледовую обстановку. Не так, как сейчас принимаем, ледовых карт тогда не давали, а многослойную метровой длины радиограмму. Гидролог же наш, хоть и молодой был и достаточно опытный, но был из шта- ба. Согласно той радиограмме он нанёс обстановку на карту и проложил путь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz