Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 / Виталий Маслов ; [сост. В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 527 с. : ил., портр.

386 387 Виталий Маслов Саша-Пыя пруди – выступавших сперва открыто, потом попритихших перед его талантом и человеческим авторитетом. А теперь? СамФёдор Александрович свое, что мог, сделал и вернулся в роднуюВерколу. И этого у него уже не отнимешь. От нападок на него больше всего теперь можем потерять мы, его русские читатели. А уж мезенские, пинежские и иже с нами – тем более. Так будем же внимательны. Саша-Пыя Давайте поговорим! (к читателям мезенской газеты «Север», 12 декабря 1985 года) После того как была напечатана глава «Покупаю дом», а тем более за время после того, как книга была написана, многое изменилось. Кое-что – к лучшему, кое-что – увы... Еще хуже стало в Мезени с дровами, по-прежнему не радует ави- ация, но зато достроена наша бетонка. Получше стало с садиками (хотя до «ми- рового стандарта» во многих садиках, которые есть, из-за холода пока ещё дале- ко), и наконец исчезла из Мезени дама с ноготками, что немало попортила крови не только Николаю Дмитриевичу. Хочется верить, что ядовитые зерна, которые сыплются из такого рода залетных птичек, на нашей мезенской земле пока ещё не взойдут, а в другом районе жители не будут столь терпеливы, как в Мезени... Хочется в это верить, хотя... Отученные в свое время открыто и честно выражать свое мнение, мы, как ни печально, ещё и сейчас продолжаем помалкивать. А надо бы – наоборот! Кто из нас не думал тревожно: туда ли едем? Так надо же брать бразды в свои руки и налаживать жизнь! Самим! И возможность есть, и государ- ство наше к этому нас сегодня зовет!.. Разве не видим мы, что вожжи у нас до сих пор временами не просто провисают, а по земле волочатся? Так взять бы их!.. А пока... Отдаю вот «Сашу-Пыю» в газету и думаю: неужели это только у меня наболело? Почему читатели и собеседники мои не пользуются тем, что газета наша в соответствии с нынешней политикой ставит вопросы достаточно остро? Скажем же каждый свое! И по поводу жизни вообще, и по поводу «Саши-Пыи». Потому что я наверняка в чем-то не прав, ибо пристрастен... И давайте вместе по- думаем. Хотя бы вот над двумя вопросами. Первый. Стали мы меньше пить. И еще меньше будем. Это неизбежно, если хотим, чтобы русский народ наш не пропил свое физическое и духовное здоровье, если хотим, чтобы внуки наши не родились через одного убогими («дебилами»– как мы теперь этих несчастных почти официально называем). Но коль меньше пить, куда пойдут те тысячи и даже, как выяснилось, миллионы рублей, которые мы, район, вкладываем сейчас в течение года в бутылку?!.. (В Мезени уже несколь- ко лет на время навигации и сенокоса объявляется сухой закон. – В. М.) Нашим дедам было проще: едва оженившись, а то и раньше, начинали они откладывать копейку и думать о строительстве Дома. Собственно, с этого и начиналось станов- ление человека как хозяина жизни. Да чтобы не какую-то халупу поставить, абы от ветра скрыться, а такую домину закатывали – себе памятник и внукам в при- мер! У нас, в Сёмже, таких домов уже, считай, нет, последние три, заброшенные, упасть готовы. Но кто не видал, давайте доедем без шума, например, до Кимжи и посидим за рекой напротив, поглядим, подумаем. Не как туристы!.. Потому ли теперь таких домов не строим, что скота не держим? (Ведь именно так объяснять это кое-кто пытался.) Или, может, потому, что за самые высокие дома в свое время их хозяева поплатились?!.. Да и до таких ли домов было в последние десятилетия: на крышу бы заработать – старый дом закрыть. Но вот сменилось время. Сно- ва мы одеты, обуты, ни одного голодного. И – деньги в руках. И кое-кто на ночь вместо книжки сберкнижку свою перелистывает. Так почему же не стучат топоры друг перед дружкой, не красуются друг перед другом новые, прекрасные, постав- ленные по-старому, по-мезенски, дома? Кажется, не последнюю отрицательную роль тут играет до сих пор не снятый вопрос: «Можем ли мы теперь на свои тру- довые отгрохать дом не меньше и не хуже, чем деды возводили? А то и получше! И не бояться при этом за свое будущее». Чтобы не сберкнижку после себя внукам оставить (сегодня есть она – завтра нету), а радость просторную и прекрасную – не менее чем на век! А может, мы уже не умеем? Не вконец ли растеряно уменье? Не топор держать – дом такой возвести? Не умер ли последний мастер? И кто будет первым? Пока не поздно. Или все-таки все ещё побаиваемся, все ещё не ве- рим? Пора! Потому что нельзя жить в неверии без конца, это – бесплодно. Второй вопрос. От него тоже не уйдешь. Что такое браконьерство? Тот ли браконьер, кого мы называем браконьером? Поплавень украли, переметы гословские сняли, друг у друга воруем – откуда это свалилось? Необходим честный и прямой разговор. И выслушать надо не только рыбинспекторов, но и тех тоже, кого сегодня числим в браконьерах. Чтобы по- нять, в чем причина и где выход. Почему раньше такого не было? Ведь ясно же, что сейчас, когда, кажется, мы – всему хозяева, дело идет к тому, что, несмотря на все усилия инспекции, несмотря на опыт районного рыбинспектора Фёдора Николаевича Анашкина и самоотверженную работу его помощников, мезенское семужье стадо может исчезнуть. Навсегда. Может исчезнуть семга, полтысячи лет нас, неблагодарных, кормившая небедно. Не придется ли нашему поколению в гробу ворочаться, когда потомки наши будут проклинать нас? Что не сумели мы защитить и сохранить то, что обязаны были сохранить и защитить... Да, предыду- щим поколением ошибок тоже было наделано немало, но они искупили их тыся- чекратно, отстояв Родину нашу. Кровью и жизнью своей искупили тысячекратно. Вечная им славная память! А что же мы, нынешние, те, кому сегодня от двадцати пяти до пятидесяти пяти? Нам, живущим в мире и почти в спокойствии, было одно завещано: «Строй, умножай, делай землю родную богаче!» А мы?!.. Растопы- рим пятерню, и ту и другую, и начнем пальцы загибать. Не что обрели – это мы считать умеем, – а что потеряли!.. Так вот, конкретно, о семге. Давайте подумаем, как быть. Назовем все своими именами. И слово о запретах во вред, о незаповедных заповедниках тоже в конце концов должно быть услышано. И примем решение. Свое. Наше. В первую го- лову – для нас самих обязательное. И будем его отстаивать перед любыми ин- станциями. На первых порах непреклонность нашего решения будет для нас же неудобной, непривычной, но сами же видим: иначе нельзя. И это будет – как ны-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz