Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3 / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 502 с. : ил., портр.
16 Виталий Маслов Еще раз, оглядевшись, кинулись ребята, на этот раз - к мостику, и, когда взбе жали по еще одному трапику и оказались над потоками, Олег резко дернул голо вой, показывая в самый конец, как бы в корму цеха: - Сюда смотри! Между мостиком и задней стеной цеха оставалось на каждом потоке толь ко по одному станку - торцовочному. На которых, на каждом, работали по одной женщине. - Во-во! Это - моя династия! На торцовку! Это моей мамы станок! Хорошо смотри! Они стояли над первым из четырех потоков, над потоком Коршакова. На пер вом потоке пилятся самые толстые бревна, самые могучие, так уж сортируют их на теплом бассейне: в дворик перед первым потоком - самые толстые, перед четвертым - самые тонкие. По первому потоку - по станкам и транспортерам - ползут самые тяжелые доски. До торцовочного станка с мостика рукой подать. Станок этот был длиннющий, метров, наверное, на девять-десять широкий стол с продольной, обитой жестью прорезью и с поперечными рядами черных вороненых роликов, едва выступаю щих из стола. Справа, если с мостика глядеть, к станку подходил на уровне сто лешницы транспортер, нагруженный досками, слева - женщина металась, опил ками запорошенная, Тут, у торцовочного, транспортер кончался, лента уходила вниз, оставляя на столе справа от прорези по нескольку досок сразу, порцию за порцией, и они все накапливались, грозя на эту прорезь обрушиться и завалить ее. Но женщина для того тут и есть, чтобы завала не случилось. Подпрыгивая и наклоняясь, она хвата ет доску, подтягивает через щель к себе и уже по роликам - бегом! бегом! бегом! - тянет-толкает ее к концу стола, к ребятам поближе. А когда торец доски оказы вается за станком, лишь самый-самый торец, женщина привскакивает, нажимает ногой на какой-то невидимый рычаг, и тут же из нутра стола, чуть поднимаясь, выступает поперечная круг-пила, на мгновение пронзительный звук, похожий на истошный вскрик - бзиии! - как бы втыкается в густой цеховой гул, пронизы вая все остальные звуки и грохоты, а кончик доски - колодочка - проваливается вниз, в бункер. Доска же, толкаемая женщиной, уже летит по роликам к дальнему концу стола, снова, уже оттуда, истошное - бзиии! - протыкает цех, и женщина, не глядя на доску, но резко и точно сталкивает ее, отторцованную, одной рукой - в прорезь в столе, а другой рукой уже тянет к себе через прорезь еще одну доску, неторцованную. И все снова. А доски по транспортеру все наползают и наползают, и некогда бабе не только просморкаться - лишь тыльной стороной брезентовой рукавицы носа коснется, пыль ведь! - но и лоб обмахнуть, - бегом, бегом, бегом! Одна рука подтягивает, другая направляет, а взгляд и не на руки вовсе, а туда, где доска к круговой пиле подлетает: не обрезать бы лишнего, а нога уже сама на педаль жмет - бзиии!.. - Как на швейной машинке! - воскликнул Алешка, и опять восторженно. И снова Олег - будто под дых ему, Алешке, такому восторженному: - Да! Только вместо лоскутиков - доски двухпудовые. Тут, на мостике, вдали от пилорам, не только слова Олеговы слышны Алешке были, но и злость, и даже, кажется, отчаянье горькое. А доски ползли и ползли, и женщина двигалась все быстрее, и, хотя восторжен ность Алешкину Олег вроде бы сбил, все равно на эту работу, а может быть, именно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz