Маслов, В. С. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3 / Виталий Маслов ; [сост. - В. У. Маслова ; ред. Н. Г. Емельянова]. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 502 с. : ил., портр.

Внутренний рынок 7 ву перегородили. А заодно бассейном этим холодным и завод и биржу от поселка, от искры случайной обезопасили. Да еще и мост от завода к поселку по плотине лег, и незаметно, что мост, - улица широкая с тротуарами и перилами по обе стороны. И сама Хрёсная тоже перегорожена, даже дважды: вверху, близ кирпичного цеха, и внизу, в полуверсте от устья. Верхняя плотина да и сам кирпичный дав­ но уже не работают, а вот нижняя! С одной ее стороны - запасной бассейн, дна не достанешь, аж до теплого бассейна вытянулся, с другой, под плотиной - совсем уж золотое место: и флот мелкий весь - заводской ли, портовский ли - сюда с Кокуры на зиму загоняют, никакой великококурский всесметающий ледоход здесь не страшен, и стапель заводской тоже тут, - плавсредства деревянные завод для себя до последнего времени сам строил. Хотя, конечно, Хрёсная была бы не Хрёсная, если б характер не показала. Уж на что она прямая, с самых верховьев ни единой петли настоящей не сде­ лала, кратчайшим путем к Кокуре летит, а тут, перед тем как в Кокуру пасть, вдруг взяла да и повернула вправо и вдоль Кокуры, навстречу ей не удаляясь и не приближаясь, более километра бежит. И пришлось строителям через этот полуостров, через Божаткин Нос, такую траншею в тверди краснокаменной для перекидного элеватора прорубать - можно бы, наверное, дорогу железную ши­ рококолейную упрятать, а не только четыре лотка с цепями транспортерными бесконечными... Идет с моря пароход по Кокуре, выписывает по крутым крученым фар­ ватерам зигзаги замысловатые. И вот на обрыве красном биржа открывается из-за соснового перелеска: на строгих, четких, но как бы игрушечных проулках - штабеля-домики разнотонные, то свежие, ослепительно белые, то потемневшие, как бы задумчивые, как бы серебро там старое складено, а не доски. Ради этого се­ ребра и торопятся в Кокуру в большинстве своем пароходы с моря. Не очень биржа и длинна, всего-то километра три, но фарватер настолько извилист, пропускает вперед столь медленно, что кажется биржа чуть ли не бесконечной. Пока наконец не останется позади первый причал, экспортный, выдвинутый на якорях аж до фарватера, иностранные суда, ошвартованные тут, проплывают по правому бере­ гу - каждое лицо различимо и каждое слово слышно. Пока наконец второй такой же причал, для внутреннего рынка, за кормой не останется. И пока, слава богу, не скомандует лоцман якорь отдать - там, где напротив, на красном обрыве, - труба красная: «1928-1930». Неподалеку от все той же трубы, под обрывом, еще один причальчик, не за­ водской, а морского порта, к берегу приткнулся - настоящий, на сваях. И понево­ ле пришлось забору заводскому от реки чуть-чуть отодвинуться - чтобы дорога с причала могла на обрыв полого подняться. Разумеется, причал тоже огорожен: решетка железная приткнулась одним концом к деревянному заводскому забору, другим концом, глубины не боясь, в реку вонзилась - видимо, чтобы с дебаркаде­ ра, что по ту сторону решетки к берегу притулился, пассажиры неорганизованные ни вплавь, ни вброд на причал не проникли. От дебаркадера в гору - лесенка уз­ кая, опираясь на единственное перильце, круто-круто карабкается. Как толь­ ко портовая широкая дорога сквозь изгородь железную на волю выйдет, тут же и пассажиры запыхавшиеся с лесенки на эту же дорогу выползают. И нет человека, который бы не остановился тут на минуту и на Кокуру великую не оглянулся. И только потом, передохнув, люди отправляются дальше. Одни - сразу прочь от берега, в поселок, неизбежно при этом под элеватором подачи, как под аркою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz