Маслов, В. С. Крень : повести и рассказы. - Москва: Современник, 1983. - 335, [1] с- (Новинки «Современника»).

ше всегда так было: чайка ли у семги глаз выклюнет, штор­ мом ли рыбину обессортит, или зуб белухи отметину среди чешуи оставил, или нельма случайно запутается — эту ры­ бину не сдают, а режут. Хочешь — сразу вари, хочешь — в запас соли. Но разве ие сумел бы каждый из стариков ту же пайку по-другому, по-бракопьерски, умыкнуть? Да ей же Gory — пожирней бы сумели кусок добыть, не учиться стать! Хотя, конечно, пайка, пусть даже и с ладошку,— великое дело... Но и все-таки стал ли бы так Паисий из-за пайки этой из последних сил за бригаду держаться, будто за жизнь за саму?.. Ни на какого Пашу не глядя! Стал ли бы? Так в чем же дело-то?! В прошлом году, отринутый, проверил Паисий и понял: из бригады вон — что из своей деревни вон, бригада дерев­ ней, крутодресвянским правилом и обычаем до сих пор дер­ жалась, деревня — бригадой, ведь без бригады стариков-то, может, и не пустили бы в деревшо-то... Для других, у кого есть куда уехать, кто сегодня волен и обратно приехать, все это, может быть, и не столь ясно, по у Паисия и вправду чувство такое было: из бригады — что из жизни... К Паисиго под окна ведет из подгорья ляга, обрыв круто прорезавшая,— всегдашняя для него на гору дорога. Тут, на подъеме, Паисий так все оборудовал — вроде бы продол­ женьем дома стала ляга. Первым делом вершинку ее перего­ родил, как бы приступок в три бревна срубил и колодец не­ глубокий рядом с приступком с верхней стороны выкопал. Это от вешних вод, чтобы дальше ляга не росла, постоянным ручьем не сделалась; ей только дай волю, она через две весны всю деревню напополам развалит. Ниже приступка, в ляге, тоже поперек, амбарушечку поставил: тремя стенами склоны подпер, и только четвертая, с дверыо на море, не засыпана. В этой амбарушечке — дрова да сетки... К двери ее по дну ляги трап брошен от моря. С правой руки от трапа — полен­ ница вместо перил, с левой — еще один амбарчик, для топ­ лива, масла, якорей, весел. По откосам ляги ивняк караб­ кается — тоже Паисьевых рук дело. А на обрыве, под окнами,— настоящий амбар, из хоро­ шего лесу, рублен в лапу, дорожегшымн досками крыт, с уют­ ной погребицей над погребом. И еще на обрыве — крест: от старости нодзакруглился и как бы от тяжести своей в землю ушел. Жердями подперт и досками неновыми огорожен. Прежде он в другом месте стоял, по подгнил и упал, и вот 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz