Маслов, В. С. Еще живые... : повести, рассказы, очерки. - Москва: Совет. писатель, 1988. -347, [2] с.

Когда всех спасли и более или менее все успокои­ лось, вот что мне тогда из рассказов в память вреза­ лось. Когда из носового кубрика женщины с детьми были вызволены и все, что можно было сделать для спасения собственными силами, было сделано и оста­ валось только ждать,— вот с какой молитвой обрати­ лась к небу Зоя Евлампиевна, она и тогда в бога вери­ ла и теперь верит: «Никола Угодник и мати пресвя­ тая Казанская богородица! Спасите детей и души наши!..» Детей. И ни о чем больше... Годы спустя в рассказах о том, что случилось на катере, появи­ лись, так сказать, разночтения, но эту молитву и сей­ час вспоминают все одинаково. Когда же саму Зою Евлампиевну спросил недавно о той аварии, она про молитву не вспомнила, зато рассказала вот что: — Катер-спасатель близко носом подошел, стали с него нагрудники и круги перекидывать. Ихнего-то капитана жёнка с ребенком у нас на «Связи» была. Вот капитан-то спасательный-то круг ей прежде всего в руки и кидает, ведь минута все решить может, а жена-то схватит круг и дальше кому передаст. Он — снова ей, потому что кругов всем не хватает, а она опять дальше передаст! Так ей самой и не досталось... Поклон запоздалый мой вам, земляки и землячки мои... Хочу быть достойным вас. Хочу, чтобы внуки и правнуки наши знали о вас как можно больше, чтобы человечность ваша — вот что прежде всего передалось им по роду. И если б умел я молиться, вот о чем, подражая Зое Евлампиевне, просил бы я небо: «Никола Угодник и пресвятая Казанская бого­ родица! Пусть потомки наши будут столь же мужест­ венны и самоотверженны...» Однако сколь же много­ словна и постна моя молитва, если рядом такое: «Спасите детей и души наши!» Затевая этот рассказ, я перед всем миром, перед земляками моими — семжанами бывшими, перед живыми и мертвыми,— особое слово хотел сказать, может быть — главное слово, о двух семженских женщинах, которые были, всегда были и остаются для м еня— не святыми, не то слово!.. В самое труд­ ное время они были для деревни — как совесть наша, как главный стержень духовный. Опора на 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz