Маслов, В. С. Еще живые... : повести, рассказы, очерки. - Москва: Совет. писатель, 1988. -347, [2] с.
— Да! — воскликнул после этой книги один из моих собеседников, и старые глаза его от доброго воспоминания блеснули.— Плахами не плахами, а весла, слыхал, ламывали! Только зачем из-за этого нас, добрых людей, дураками выставлять?! Чтобы человека с собой везти — натодельно лясы точить, да еще и пай за это?! Нет, за сказки никто пая не давал. А вот чтобы кто-то из нас, из промышленни ков, хоть один в артели умел хорошо сказку на досуге соврать,— за это и подраться можно, за это ценили! Но — уваженьем платили, а не паем! За пай он ломил вместе со всеми!.. Так что насчет плах — вранья нету, все по совести. Ведь когда такой человек в лод ке — чем хорошо? При таком — даже и в долгую зимовку ссоры не копятся. А махались плахами, чтобы потом меж собой не драться! Что ж, такое объяснение в пределах того, что я знаю и понимаю, укладывается. И вдруг в беседе — сам я вроде как на стороне учебника: — Но ведь в здешних недальних местах старики на промыслах жили. Везли же их туда! Трех поимен но назвать могу! — Слышал звон, да не знаешь, откуда он. Вот уж тут-то совсем никакого отношения к сказкам и не бывало! И наконец — еще одна книга. Поразительная, совершенно неожиданная. «Лад»! Какой испепеляющей должна быть автор ская мысль, боль о нашем национальном будущем, чтобы вот так, как в «Ладе», огнем своим озарить, высветить для каждого из нас то, что, казалось, навсегда уже погребено, затоптано, и ноги уже вытер ты! Так высветить, чтобы каждый, зажмурившись от минутного первого ослепления, задумался, вгляды ваясь в написанное: неужели э т о б ы л о ? Неужели это было — у н а с ? Неужели это уже не нужно и не потребуется в будущем?.. И так, весь в вопросах, дошел я до слов: «Не по дать милостыню считалось у русских величайшим грехом». Да, на этом нас воспитывали. Даже в то время, когда, кажется, каждому было впору по миру идти. 262
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz