Маслов, В. С. Еще живые... : повести, рассказы, очерки. - Москва: Совет. писатель, 1988. -347, [2] с.
удивляться, если грамотность была н о р м о й ? Перепись, сделанная через десять лет, показала, что в 1782 году в Умбе, например, или в Варзуге в к а ж- д о й с е м ь е было по одному или по два грамотных мужика. Что в Кандалакше из 142 лиц мужского пола грамотных было 38 (а если откинуть малых детей, которых тогда было не по-нынешнему, то получается грамотных никак не менее, чем каждый вто рой). В недавно вышедшей книге «Русская народная культура Поморья» Т. А. Бернштам пишет, что под грамотностью чаще всего подразумевалось не просто уменье писать и читать, но и была, как теперь гово рят, престижным писать, читать и объясняться и на иностранном языке тоже. Приводятся, например, результаты исследования документов с погибшего в 1792 году поморского судна «Св. Варлаамий». Среди бумаг — письмо С. Кулакова, написанное «не на примитивном русско-норвежском жаргоне, но на вполне литературном датско-немецком языке». Миссионеры (о них как об источниках информации придется говорить и впредь), побывавшие впослед ствии в мурманских становищах, жалуясь на отсут ствие у промышленников христианской литературы, писали (цитирую по Т. А. Бернштам): «...поскольку они грамотны, а читают что придется, в том числе и книги от иностранцев...». А уменье карта ми навигационными пользоваться обязательно было и для мужика, который считался неграмот ным. Так откуда же грамотность, если, к примеру, ни в Семже, ни в ближайших селениях школ ни во времена Лепехина, ни в последующем столетии не было? И второй вопрос: а как же насчет грамотности «женского пола»? Им-то ведь карты не читать, за мо ре не ходить. «Епархиальные ведомости» в начале нынешнего века, оправдывая неуспехи миссионеров в борьбе с расколом в Семже и ее окрестностях, пишут, что главное препятствие для них — не Жмаев, а «с е- м е с с к и я с т а р у х и», которые « с п л о ш ь г р а - м о т н ы»! Пока, мол, миссионеры в Семже публично со Жмаевым беседовали, старухи те семженские 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz