Мартова, О. А. Ледяной кубик или Прощание с Севером : роман / Ольга Мартова [Изд. 2-е]. – Москва: Ирис групп, 2014. – 418 с.

Кто управляет судьбами людскими? Кто взвешивает, на каких весах, все заслуги и грехи, и назначает нам наказание, или даже, бывает, поощрение? Да еще вникая в каждую мелочь, каждую систолу и диастолу, каждый волосок срезанный принимая во внимание. Кто вообще заставил нас быть там, где мы есть, делать то, что мы делаем? Богу некогда. Есть уж у него, наверно, дела поважнее, чем отслеживать весь этот бред. Мониторить его день и ночь - как будто от этого он станет менее бредовым. На самой макушке Севера, на башке его лысой, на Полюсе, посреди пустыни ледяной стоят двенадцать тронов. Не всегда они свободны (не радуйтесь) - по урочным числам двенадцать полярных рыцарей являются в столицу белого безмолвия и занимают свои места: Умберто Нобиле - нобль в пурпуре и позументах, седой Георгий Седов с флагом Российской империи в замерзших до звонкой стеклянности руках, Иван Папанин с именным большевистским маузером (и лишним винтиком к нему в комплект), Фритьоф Нансен в рыцарских доспехах, Фредерик Кук в обнимку с любимым людоедом, Роберт Пири с букетом роз и бутылкой «Перье» для Снежной Королевы, Уолли Герберт в лавровом венке, Наоми Уэмура в кимоно, на туфлях-скамеечках и с веером гейши, Соломон Андре с соломоновым перстнем на мизинце («все проходит»), Валерий Чкалов с крыльями чайки, Руаль Амундсен с крыльями, пошитыми из шелкового дирижабля, Сигизмунд Леваневский в львиной шкуре и с невской волной за плечами, Тыко Вылка, тыкающий вилкой. Они вершат судьбы мира. По крайней мере, той его части, что лежит за Полярным Кругом, 70-й широтой. Эти двенадцать присяжных и есть та инстанция, которая воздает каждому из нас. В том числе и в дензнаках. Или в пульках-пробках, точечного поражения. Бороться и искать! Найти и не сдаваться! Безработный из Альты, сорокапятилетний Леннарт, решает, во искупление всех пакостей судьбы, вступить в проект «Сакральное сокровище России». Он приезжает в Мурманск, где учится на курсах менеджеров новой эпохи (в бессмертном жанре «От чистильщика сапог до миллионера»), сочиняет, в числе других адептов, проекты - самый сакральный (что это, черт возьми,знчит?) будет профинансирован. Всюду таскает за собой восьмилетнюю дочку (у девочки легкое ментальное расстройство, боится лошадей и крупных собак; родители недавно развелись: в школе ей трудно). Л. очень старается, измышляя все новые бизнес- планы (непостижимая Россия, много лет закрытая, совсем недавно подпустившая к себе, пугает его и дразнит, как некий дракон). Развод с работой и брачное увольнение. Если б не эта тошнота, от ощущения, что ты кандидат на выкидыш ... Неизвестно, каким органом это чуешь, но безошибочно, и поделать ничего не можешь, как зародыш, мама которого собралась на аб о р т . И окружающие тоже это ловят, слету. Как будто запах от тебя исходит особый. Нет, не это даже. Если б не напряженные вечно бровки дочки, от которых он сам слегка перенапрягся, Л. не выдумал бы своей fansy-up (как он ее про себя называет), в голову не пришло бы. В fansy-up, однако, что- то есть. Ближе узнав так называемый бизнес пост-экономической эпохи, Л. уже понимает, что коммерческий успех того или иного предприятия зависит не от ума его создателя, не от его жадности, не от звериного чутья, и не от везения даже, а дьявол его знает, от чего. И у глупости на свободном рынке шансов нисколько не меньше, чем у самого что ни на есть здравого смысла. Четыре сочинения, вполне конкурентоспособные, отклонены, пятое, оригинальное, ни на что не похожее, как истинное произведение искусства, со стилем своим- 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz