Мартова, О. А. Ультима Туле : стихотворения / Ольга Мартова. – Мурманск : [б. и.], 2009. – 256 с. : ил.
поиски Шамбалы и не вернулся). Современной российской поэзии эта традиция чужда, возобладала рифмованная проза: бытовизмы, чернота всех оттенков, умс твования бесконечные, а также игры, цитаты - «постмодернизм». По-видимому, русская поэзия должна пройти сии дороги в своем развитии. Но убеждена, что как один из главных способов отношения к жизни, романтизм неистребим, и он еще переживет возрождение. - Критерии художественности для вас? - Почему одно стихотворение хорошо, а другое плохо? Требований, конеч но, много, в поэтическом тексте все должно быть совершенно - «это лучшие слова в лучшем порядке». Но у меня есть собственный критерий: оригиналь ность, неповторимость текста, непохожесть автора на всех других, узнаваемость творческой манеры. В идеале - собственная эстетика, создание собственной художественной вселенной, со своими звездами, планетами, черными дырами (так бывает у большого поэта). Свои темы, свои рифмы, размеры, лексика, син таксис. Или хотя бы своя узнаваемая интонация. Она есть и у маленьких лири ков, но подлинных. Самобытность, конечно, не ради пустого оригинальничания, а как органическая черта. Это само по себе, может быть, даже и не критерий, но атрибут всякого состоявшегося явления в искусстве (и в живописи так, и в музыке). Всегда, читая текст, обращаю внимание, что в нем нового. Обычное впечатление: «стихи хорошие, открытия нет». Должно быть открытие. Удивле ние, которое испытываешь, читая - вот самый верный признак. Поэзия удивляет (и еще она утешает тебя, при том, не обманывая). Большинство авторов, увы, основываются на достижениях предшественников, и только у единиц - озарение, прорыв (и в науке так, у исследователей, ученых). - Ваш самый значительный литературный успех? - Публикация трех стихотворений из книги «Нить» в национальной анто логии “Русская поэзия XX века”, изданной под редакцией Евгения Евтушенко в Москве и Нью-Йорке (1999.) Мы с ним встречались в Мурманске, где он по бывал во время своего юбилейного турне по городам России, никогда не забуду этой встречи. Евгений Александрович колоссально много делает для поэзии. Он необыкновенный человек, в нем отразилась, как в «магическом кристалле», эпо ха, вся планета. Его творчество, его совершенно необыкновенная личность, это просто борхесовский «Алеф» - маленькая хрустальная пирамидка, вместившая в себя земной шар. Такого еще не было в мировой культуре, он первый, и не знаю, будет ли второй. Нужно огромное личное мужество, и фантастическая энергия. Я думаю, если есть на свете маги, то он один из них, «тайно причастный» к очень многим жизням и судьбам. В стихах моих очень много игры слов, внутренних рифм, ассонансов, без них текст очень многое теряет. У меня все эти игры (Осип Мандельштам - «по эзия это игра детей с Отцом») в тексте происходят совершенно спонтанно, без установки на них, как черта стиля. Для поэта стиль - и есть он сам («будь самим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz