Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

«с той же страстной, внимательной на мелочи преданностью, с какой другие заботятся о счастье любимой женщины...» Лирик террора. «Любовник смерти»... В фэнсионс Трапеция бывал и другой Михайлов Михаил Илларионо­ вич, который поэтом был без всяких аллегорий, автором недурных стихов и повестей, переводов из Эсхилла, Гейне и Лонгфелло (расхваленных по- том самим Блоком). Убежденный бомбометатель, друг Герцена и ІТТелгуно- ва, описавший в стихах казнь декабристов и погребение Добролюбова: «И за стеной тюрьмы тюремное молчание...» (фатэма - см, ниже). I Іедоты- комка (бомба судьбы) догнала и второго, элегического Михайлова, вскоре он отправился іто приговору в Сибирь, где его сил хватило на четыре года рудников: скончался в описанной им в стихах «каторжной норе». Гость Трапеции, Михаил Михайлов (Михайлов в квадрате), посещал квартиру Чернышевского на Большой Московской, один и в сопровождении своей гражданской жены, прославленной нигилистки Людмилы Петровны Миха- элис. Коротко стриженая, в черном простом, без кринолина платье, с веч­ ной папиросой в тонких пальцах очень красивых рук (Муза ноэта-террори- ста), эта «новая женщина», с лицом умного, седого скворца была идолом первых русских эмансипэ. Узнав об этом Михайлове, я констатировала пример раздвоения Петер­ бурга. По с Трапецией связана гибель еще одного Михайлова - Тимофея Михайловича. Третий «брат по революции» Михайлов, вместе с Желябо­ вым, Перовской, Кибальчичем и Рысаковым, участниками последнего, удав­ шегося покушения на царя, был казнен на Семеновском плацу 3 апреля 1881 года (на сей раз, без чудесных помилований в последний момент). С балкона своей квартиры на Николаевской (из ложи бельэтажа) за казнью первомартовцев наблюдала актриса императорского театра Марья Гавриловна Савина. Она утверждала, что «кроме одного из приговоренных Рысакова, лица влекомых на казнь были светлее и радостнее лиц их окру­ жавших. Софья Перовская со своим круглым детским личиком в веснушках, зарделась и просто сияла на темном фоне мрачной процессии». Невеста смерти - в день свадьбы... Призрак. Соня Перовская, давая сигнал бросить бомбу, взмахнула белым платком. (Царю-освободителю десяток раз предсказывали скорую смерть и одну из них нагадали - в образе светловолосой женщины с белым платком в руке...)- С петлей на шее, она помахала толпе платочком, прощаясь с жизнью. Еше совсем юная, круглолицая, с носиком-кувшинчиком и длинными льняными косами (и ей террористке-идеалистке, двадцати с небольшим лет, тоже сни­ лись «сны золотые» о лучшем мире, где царят, непременно, равенство, брат­ ство и свобода...). С тем же роковым «предсказанным» бедр>ім платочком в руке ее призрак появляется на Семеновском плацу (первая в России женщи­ на, казненная за политические преотуплени;1). 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz