Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

щимся водить «куклу», дергая ее за известные ему, по праву близкого зна­ комца, ниточки ( Тема Маскарада). Именно при его горячем участии Глинка получил несомненные доказа­ тельства неверности жены своей Марьи Ивановны, разъехался с ней и начал дело о разводе. Тогда-то, в горькое для себя время, он и увлекся некрасивой, но милой Екатериной Ермоласвной Керн. Чудное мгновение прошло; боль­ ше композитор уж не грезил о семейной идиллии, живя музыкой и испове­ дуясь убежденным холостяком. Хозяйство его вела сестра, «поручица Шес­ такова», как иногда он называл ее в шутку (но мужнину чину). А звали сестру (магия имен) Людмила. Эхо-магнит. Пой п восторге, русский хор, Вышла ноиая новинка, Веселись, Россия! Глинка Уж не Глинка, а фарфор. - писал Александр Сергеевич после премьеры «Руслана и Людмилы». Метафора занятная - обожженный искусством юноша-музыкант превратился из первозданной глины в артефакт (фарфоровую, к примеру, вазочку, стату- эточку, обманчиво хрупкую), который переживет века (эффект Трапеции). (Речь идет о жителях и частых гостях фансиоиа): Романсы Глинки на стихи Баратынского и Пушкина звучали в исполнении вечной любви Тургенева Полины Виардо в «Фонтанном доме» Шереметевых. «Песню жаворонка» Глинки («Между небом и землей...») пела Александра Панаева, «лучезарная Сандра» любимая певица Чайковского и Достоевского на концертах во дворце Белоселъских-Белозерских. Певицу эту (ученицу Виардо) хочется назвать Жаворонком фэнсиона. Восточный танец на музыку Глинки в хореографии Фокина, в костюме но эскизу Бакста с большим успехом исполняла в Петербурге и в Европе Анна Павлова. Еще один отклик пушкинского эха (притяжение магнита, меняющего судьбу): Напротив Глинки на Владимирском жил Александр Васильевич Никитенко, гроз­ ный цензор российской литературы и автор прслюбопытнейших записок, И он, один из многих, влюбился в царицу здешних мест - Анну Керн. Отличил ее не в последнюю очередь потому, что вокруг нее сиял ореол избранницы знаменитого поэта. Анна Петров­ на притязания поклонника не то, чтобы отвергла, но дала ему, видимо, понять, что, не­ смотря на их отношения, сердце ее отдано другому. Может быть, досаду на поэта, любви Керн добившегося вполне, вымещал потом Никитенко, марая жирным цензорским каран­ дашом пушкинские рукописи, требуя изменить или выкинуть ту или другую строку, что Александра Сергеевича, конечно, бесило. Жутковатый вырисовался персонаж - эпи­ гон любви, гонитель поэзии. Но цензор далеко не был чудовищем - просто сравнение с Пушкиным мало кто выдерживает. Дальнее эхо, идущее из уст Пушкина (в конце уже передразнивающее само себя), настигло I липку уже после смерти Александра Сергеевича. Как известно, именно он подсказал Гоголю сюжет «Ревизора». А спустя два года после премьеры комедии и роли Хлестакова оказался композитор. Михаил 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz