Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

К Владимирскому алтарю приводила шестилетнего сына Сашу Алексан­ дра Андреевна Бекетова-Блок. Не из детских ли впечатлений родились сти­ хи Блока о Вербном воскресеньи, о девушке, певшей в церковном хоре? Ведь, став взрослым, поэт больше не бывал на литургии. Образцовыми прихожанами Владимирского храма являлись Достоевские - муж, жена, дети. Федор Михайлович у себя дома в Кузнечном переулке, в двух шагах от церкви, создал роман «Братья Карамазовы» и входящий в пего один из самых поразительных христианских текстов в мире «Легенду о великом инквизиторе». Достоевский дружил с местными иереями, любил гулять в их саду - как знать, быть может, вестники его будущих созданий являлись ему именно здесь. «Раба Божьего Феодора» и отпевали во Влади­ мирской, проститься с ним пришли тысячи петербуржцев. Куполами храма в створе Загородного проспекта любовалась Анна Ахма­ това. Иконы, четки, молитвы, певчие, киоты, ризницы - часть живой (маги­ ческой) атмосферы ее стихов. Возвращаясь с Пяти Углов, от Лидии Чуков­ ской или от своего врача, жившего на Ямской, Анна Андреевна привычно крестилась на купол со сбитым крестом, но посетить службу уже не могла - в советские годы от храма остались лишь стеньт. После большевистского переворота Владимирская церковь была закры­ та и разграблена ЧК (Бесами). В иррациональной последовательности там располагались мастерские, склад, рабочий клуб, «Антирелигиозный фили­ ал Публичной библиотеки», «Кустовой вычислительный центр»,,. После 60-летнего запустения Владимирский храм первый в Санкт-Петербурге возвращен был верующим, обращение к правительству подписали, в том числе, сын Ахматовой Лев Гумилев (живший после освобождения из лагерей олиз храма на Большой Московской, а позднее на Коломенской) и академик Дмитрий Лихачев, один из предков которого был здесь церков­ ным старостой. Мистерия Фгжсиона (сражение) Бесы фэнсиона, как положено нечистой силе, пировали тут трижды, иос- ледоваіельно исчезая и появляясь вновь, воплотившись в трех инкарнациях: народовольцы, эсеры, большевики (ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ). В какой-то момент им удалось разрушить святыню фэнсиона, церковь иконы Влади­ мирской Божией Матери. И лишь семь десятилетий спустя был восстанов­ лен поруганный храм. Мистическое сражение за Владимирскую церковь происходило, как ве­ рится, не только на земле. Бой бесам дал небесный Синклит России, входя­ щие в него бывшие жители нашего фэнсиона, прихожане Владимирского храма Федор Достоевский, Александр Куприн, Иван Бунин, Николай Рим­ ский-Корсаков, Аптон Дельвиг, Николай Некрасов, Модест Мусоргский, Иван Туріенев и многие другие именитые и безымянные, тс, кого я упоминала в 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz