Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

на Невском проспекте к доме № 100, в гостях у своего друга известнейше­ го адвоката Анатолия Федоровича Кони. Именно он рассказал писателю слу­ чай из своей судебной практики, ставший сюжетом романа «Воскресение». Как доказали дотошные исследователи, писатель заходил в галантерей­ ный магазин на Невском, 68 и ближайшую у нему аптеку, в булочную-кон­ дитерскую на Невском, 66, ездил по проспекту на Конке, к восторгу пасса­ жиров, встававших при виде властителя дум. Здесь же обрела родной дом Наташа Ростова - самая грациозная из тол­ стовских муз. В нашем фэнсионе на углу Невского и Пушкинской улицы жила его любимая своячница, младшая сестра Софьи Андреевны, Татьяна Андреевна, Танечка Берс, автор воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной поляне». Легонькая танцовщица и небесталанная певунья, обладательница «необработанного, но чарующего» голоса, худая черноглазая Таня (некраси­ вая красавица), бесспорный прототип Ростовой. В ту пору она уже (как и Наташа, многое перестрадав) вышла замуж за свою первую любовь, Алек­ сандра Кузьминского, и успокоилась в семейной жизни. После выхода ее книги пресса сообщала прямым текстом: «Обворожительная Натали сошла со страниц “Войны и мира” и написала мемуары». Лев Николаевич наносил своячнице визиты, бывая в Петербурге. У себя на квартире Наташа-Таня устроила литературно-музыкальный салон. Там на вечерах пересекались многие знаменитости; друг дома адвокат Кони с огромным успехом читал завсегдатаям голубой гостиной Кузьминских са­ мую болезненную прозу эпохи - толстовскую «Крейцерову сонату». Хозяйка гостиной исполняла романсы очень тонко. Говорят, муж ревно­ вал ее к одному роковому скрипачу. Афанасий Фет (гость фэнсиона) увеко­ вечил образ Кузьминской в изящном посвящении: ... Рояль был енть раскрыт, и струны и нем л рожали, Как и (Чфдна у нас за пссішю тжюй. Ты пола до зари, is слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любой иной, И так хотелось жить, чтоб звука не роняя, Тебя любить, обмять и плакать над тобой... Татьяна Кузьминская - одно из воплощений Камены фэнсиона. Церковь иконы Владимирской Божией Матери (святыня фэнсиона) Владимирская икона Божьей Матери это прижизненное изображение Девы Марии, матери Иисуса Христа , написанное , но преданию, святым апосто­ лом евангелистом Лукой (покровителем живописцев), Долгое время святы­ ня хранилась в Иерусалиме и Константинополе, затем прибыла в Киев, 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz