Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Заходил писатель, видимо, и в местные капернаумы один из его персо­ нажей, Казимир Бодлевский, посещает колоритнейший трактир «Ерши» на Разъезжей улице (еще одна как без второй, в рифму! - петербургская тайна). В. К. как очень качественный термос сохраняет не только температуру, но и запахи времени. Почетный Пимен великого города В еще одном деревянном, ((('.сохранившемся до наших времен доме у Пяти Углов родился великий историк непостижимого города, родоначальник всех питерских краеведов, станционный смотритель станции 'Гранения Михаил Пыляев. Отец будущего Пимена владел несколькими магазинами аптекар­ ских и парфюмерных товаров - один из них стоял неподалеку, на одном из пяти углов (духи и лекарства товары, богемой особо востребованные...) Пыляев рассказал, как на левом берегу Фонтанки возникал наш фэнсион. Пейзаж фэнсиона. «Из великолепного квартала вы вдруг переходили в дикий и сырой лес, рядом с огромными палатами и роскошными садами стояли развалины, де­ ревянные избушки или пустыри; но всего поразительнее было то, что через несколько месяцев эти места нельзя было узнать: вдруг исчезали целые ряды деревянных домов и вместо них появлялись каменные, хотя еще не окончен­ ные, но уже населенные... Границей города считалась Фонтанка, левый берег которой составляют предместья... Весь берег Фонтанки был занят садами и загородными домами вельмож того времени». Он оставил нам прелестное описание праздника на Фонтанке, в царство­ вание Екатерины И, когда по воде проплывали расфранченные дамы и кава­ леры «в шлюпках и больших лодках, в три, четыре, шесть, десять пар весел, с ловкими гребцами, одетыми в голландские куртки. В летние ночи такие шлюпки были видны ежеминутно, с гребцами, распевающими песни и игра­ ющими на рожках». И реестр роскошных туалетов тех лет: «Самым нарядным женским платьем были “фуро” и “роброны". Мода эта держалась долго, но в фасонах “фуро” были перемены; иногда обшивали его блондами, накладками из флера или дымкой, а также серебряной или золо­ той бахромой... с глазетовыми юбками, с длинным, аршина по полтора, хвос­ том... а снизу для полноты надевались фижмы китового уса, кисейные юбки ... Цвета модные тогда носили следующие: цвет заглушенного вздоха, цвет совершенной невинности, сладкой улыбки, нескромной жалобы....» А рядом - франты в высоких париках или с завитыми на щипцы волосами, в брошах и перстнях, в облаках душистой пудры... «Цветной кафтан, штаны белые, атласные или гроденанлевые, застегну тые ниже колен пряжками серебряными, 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz