Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

по той же оси, на Пяти Углах, два - по Кузнечному переулку и шестой на пересекающей Кузнечный улице Коломенской. Знаменитые «Сгаровские» домики, «с высокой крышей». Может быть, главное жизненное достижение зодчего Ивана Егоровича Старова (придумавшего, отчасти, и Александров Невскую лавру, и Аничков дворец, и Таврический), что составило мастеру сугубую славу среди петербуржцев, «факсимиле» его, личное клеймо. Оазисы патриархальности Ампирные особнячки, реликты XVIII века, они соединяли в себе пре­ имущества деревни и города. Петербуржец, обитавший в таком особнячке, чувствовал себя как бы в уютной деревенской усадьбе с ее размеренным дедовским ритмом, сладкой, неспешной, созерцательной жизнью. На петербургской улице их сразу выделяет высокая, ижицей (чтобы сте­ кал дождь, растаявший снег, лед) крыша. Другие приметы. Два этажа (теплый, утлый верх для детей; холодный и просторный низ - для родителей). Закругленные, слегка утопленные углы, придающие особый уют строению - хочется взять его в руки, поставить на ладонь, как ларец. Удлиненные фасады. Оконные переплеты в шесть стекол. Толстые, не пропускающие городского шума, стены. Красивые карнизы, угловые балконы, на них благородного рисунка решетки с латунными шара­ ми. А внутри крутые лесенки с поскрипывающими ступенями, высокие дверные проемы (видениям и призракам под рост), круглые печи в молочно­ голубых изразцах, вощеные паркеты, мерцание свеч в медных шандалах... Мебеля, по большей части, старинные, несколько поколений пережившие, с историями: «павловский» буфет, «вольтеровские» кресла, «дорогой много­ уважаемый шкаф»... Двойные рамы высоких окон, за ними вековые дере­ вья старого сада. Сам воздух петербургский нервный, наэлектризованный, гальванический в таких покоях становится другим. Ощущение основатель­ ности, неторопливости, жилого тепла, родового гнезда - в нынешних пласт­ массовых интерьерах безвозвратно, кажется, утраченное. Здесь жили великие писатели, здесь они селили своих любимых героев. Загородный, 1. Дому этому дал свое имя Дельвиг, поселившийся в нем после свадьбы с молодой женой Софьей. Антон Антонович у себя в кабинете редактировал «Северные цветы», «Литературную газету», в гостиной прини­ мал Пушкина, Глинку, Баратынского, Мицкевича. В этом же доме, по сосед­ ству с четой Дельвигов (почти член семьи), несколько месяцев снимала квар­ тиру Анна Керн, За один из немногих сохранившихся «оазисов» в новейшие времена немало поборолось Петербургское общество охраны памятникои, правозащитники и литераторы. Дом предназначался под снос, по его отстоя­ ли - помогло, не в последнюю очередь, имя Дельвига. «Друг Пушкина» - могущественный титул! 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz