Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

с четырьмя строчками стихотворного послания, загадки, шарады в стихах. При всей непохожести, они уравновешены ритмически, сопоставимы инто­ национно. Имеются и перекрестные архитектурные рифмы. Например, Цер­ ковь иконы Владимирской Божьей Матери на скрещении Владимирского проспекта с Кузнечным переулком и Единоверческая церковь на углу Куз­ нечного и Николаевской архитектурно перекликаются меж собой. В пре­ жние времена они перекликались и звонами колоколен (говорили друг с дру­ гом). Тоже пример отражения, эха рифмы. Не только две церкви (души), но и два рынка (чрева): старый Ямской, знаменитый, выстроенный Стасовым, и новый, современный, тоже неплохих архитектурных пропорций. Пять Углов очень Петербургское место, с часами на башне, отмеряю­ щими пульс города, площадь - не площадь, сквер не сквер, загадочный пеитакль на карте: здесь пересекаются параллельные линии, здесь улицы расходятся звездой - Рубинштейна, Разъезжая, Загородный (в две стороны) и Чернышев переулок. Но Владимирская площадь это тоже «пять углов», от нее берут начало в пяти направлениях Владимирский, Загородный, Боль­ шая Московская, Кузнечный, Щербаков. «И звезда с звездою говорит...» Две «звездочки» фэнсиона перемигиваются меж собой. Петербург, как было отмечено, город не только двойственный, но и трой­ ственный (отражения отражений). В фэнсионе с давних пор существуют три театра, в разные времена они назывались по-разному, но адреса оставались постоянными: Владимирский, 12; Троицкая, 13; Троицкая, 18. Три памятника: Пушкину (в сквере на Пушкинской), Достоевскому (на Большой Московской) и Мицкевичу (бюст, в Графском переулке). Три музея-квартиры: Федора Достоевского ( Кузнечный переулок, 5), I Іи- колая Римского-Корсакова (Загородный, 28) и актерской династии Самой­ ловых (Стремянная, 8). Писатель, музыкант и артист остались в нашем фэнсионе почетными жителями, «вечными поселенцами». Три важнейших вида искусства пред­ ставлены, по художники, скульпторы и архитекторы, как уже отмечалось, гораздо реже селились в этих кварталах. Сейчас в фэнсионе находится одна действующая церковь и в рифму ей - часовня на подворье Коневецкого мужского монастыря (Загородный про­ спект). Но раньше храмов было больше. Три объекта Трапеции связаны со Святой Троицей Троицкая улица, Троицкое подворье и Троицкая церков­ ка, вся разукрашенная, как печатный пряник, которая когда-то стояла на перекрестке Стремянной и Николаевской (верните нам эту забаву, елочное украшение, сладкий гостинец!). По петербургской пословице - «без Троицы город не строится». В нашем фэнсионе Троиц три. Фэнсион это стихотворение, подобно всем хорошим стихам, - «ни о чем», т. е., о смысле искусства, о странностях любви, о судьбе художника в мире и конечной цели мироздания... Четырнадцать улиц его строки классическо­ го сонета. А рифмами этого текста назову шесть одинаковых, как близнецы, особнячков XVIII века: два - на Загородном, друг напротив друга, третий, 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz