Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

кин и Анна Кери; Глинка и Екатерина Керн). Два самоубийства в двух похо­ жих, как близнецы, домах (Всеволод Гаршин и Александр Погодин). Комментарий фэпсионера. На утлом пространстве суши Судьба со­ стязается с Искусством , используя его приемы, дабы доказать нам, что в мастерстве не уступает художнику. Профессиональная ревность! Фэн­ ей-дух, улыбчивая прислужница, держит зеркальце перед лицом Фатума. Рифма фэнсиона Мистическое доказательство существования фэнсиона я вижу в его то­ пографической симметричности относительно себя самого. В пределах пери­ метра трапеции, который мы уже определили, основой района (скелетом его, костяком) являются четыре больших махистрали: Троицкая улица, ныне но­ сящая имя Рубинштейна, Владимирский проспект (и продолжающий его За­ городный), Николаевская (Марата) и Пушкинская (переходящая в Коло- менскую). Заметьте, либо у улицы два на сегодня употребительных назва­ ния, либо она имеет естественное продолжение в виде второй улицы. Четыре эти артерии соединяю тся между собой капиллярами улочек и переулков (раз­ ница между теми и другими условна, почему-то из двенадцати домов состо­ ящая Большая Московская гордо называется улицей, да еще «большой», а Кузнечный, идущий от Владимирской площади до самой Лиговки, так и не выбился из переулков?) Фонтанка с запада и виртуальный Литовский канал с востока, а меж­ ду ними два широко размахнувшихся стогна Владимирский и Николаев­ ская, и два более узких, изящных Пушкинская и Троицкая. Если провести условную высоту трапеции приблизительно в том месте, где от Стремянной берет исток Поварскоіі переулок, то две части фигуры будут выглядеть со­ вершенно симметрично, как будто в середину фэнсиона вставлено зеркало. А точка пересечения двух диагоналей трапеции (геометрический центр) при­ дется на перекресток Кузнечного и Ямской. По совпадению, случайному или ист, это адрес одного из главных домов музея-квартиры Федора Достоевско­ го, патриарха и покровителя этих мест. Идейный, духовный центр фэнсиона, в мистической его топографии. Здесь происходит геометрический парадокс: Троицкая и Владимирский, параллельные у своих истоков, на Невском проспекте сходятся у Пяти Уг­ лов в искривленном незвклидов^м мире фэнсиона. Государственная, реест­ ровая правильность Петроиоля здесь сдаст свои позиции. Улицы и улочки фэнсиона пересекаются не под прямыми углами, как эго характерно для ис­ торического центра Санкт-Петербурга, а под острыми райя администра­ тивное рвение властей. Косые, кривые переулки бросают вызов чиновничь­ им параграфам и плановому казенному порядку. Четыре условно-параллельные улицы Трапеции не похожи друг на друга, они имеют каждая свое лицо, и, если можно так выразиться, тему, идею. Они неслучайно близки друг другу и связаны между собой. Хочется сравнить их 1А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz