Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

несколько слов: «Сегодня буду в “Звучащей раковине", приходите, Ахматова», - перебудоражила Пунина и в итоге изменила всю его жизнь. Здесь на набережной Фонтанки в Толстовском доме жил ее друг и воз­ любленный Владимир Гаршин. Здесь она бывала в гостях у своей подруги и литературного секретаря Лидии Чуковской, в ее квартире на Пяти Углах. Здесь она посещала своего врача Ивана Ивановича Грекова на Коло­ кольной, 5 и позднее на улице Достоевского, 4. Здесь она получила первый положительный отзыв профессионала на свои стихи - за столиком ресторана Витебского вокзала (в непосредственной бли­ зости от фэнсиона). Георгий Чулков ничего особенного не ждал от творчества «молодой сероглазой дамы», приняв ее за одну из многих модных дилетанток, но когда она начала читать «Еще! Еще! - бормотал я, наслаждаясь новою своеобразною мелодией, тонким и острым благоуханием живых стихов...» Здесь же, на Загородном, 12, была квартира литературного критика Викто­ ра Жирмунского, автора работ о творчестве Ахматовой (мемориальная доска). Три мужа и сын; возлюбленный и подруга; читатель, советчик и врач - все нашлось для поэта в нашем фэнсионе... Камергер призраков Константин Случевский - мореплаватель и придворный, реалист и визи­ онер, классик и декадент - житель нашей магической Трапеции (адрес его: Николаевская, 7). Существо многоликое, «семиглавое», он был накоротке с петербургской пресловутой потусторонностью. Не чужд, в особенности, од­ ному из основных пра-мифов этого города - о том, что мертвые здесь более сильны и могущественны, более интересны и значительны, наконец, даже более живы, чем живые. Не знаю, есть ли у какого-либо другого русского поэта в стихах столько обаятельных покойников, столько восставших из гро­ ба и ничуть не потерявших свежести прахов, как у Константина Константи­ новича. Тут и невеста: «В пышном гробе меня разукрасили /А уж я ли кра­ сой не цвела? /Восковыми свечами обставили, /Я и так бесконечно свет­ ла!» И кокотка-актриса: «В костюме светлом Коломбины /Лежала мертвая она...» И поморы-корабелы, и герои отечественной истории, и петербургские чиновники... Целый хоровод мертвецов, произносящих изящные монологи. Посетив кладбище и приникнув к надгробию, поэт слышит интимный шепот полуистлевшего насельника могилы: ...Очи шившие засыпаны песком, Череп голый мой источен червяком, Надоела мне безмолвная родня. Ты не ляжешь ли, голубчик, за меня? Курьезное шествие свежезарытых покойников - печальную фантасмаго­ рию - наблюдает лирический герой у погоста в ночь родительской субботы: 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz