Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.
«как мучительно мы любим, как в бурной череде страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей»... Среди ряженых новогоднего карнавала (и, как хочется добавить, всей советской маскарадной действительности) ей мерещилась «какая-то лишняя тень, без лица и названья», затесавшаяся в п е с т р ы й хоровод: маска Смерти, скорая встреча с которой предстояла мно гим «жильцам». Ее собственная тень, «профиль горбоносый», обитала под этой кровлей, ждала хозяйку, когда она разлучалась с городом: Там тень моя осталась и тоскует,.. Ахматова признавала существование перманентной связи своей с соб ственными двойниками из разных времен, боясь и не желая контакта с ними; ...С той. какою была когда-то В ожерелье из черных агатов До долины Иосафата Сиона встретиться не хочу... Нет сомнений, что Фонтанный дом, его genius loci оказал воздействие на художественные особенности стиля поздней Ахматовой (Эхо-магнит). Высокая магия «Поэмы без героя» навеяна отчасти «шереметьевскими липами». Но сознаюсь, что применила Симпатические чернила, Я зеркальным письмом пишу, И другой мне дороги жггу, - Чудом я набрела ва .>ту И расстаться с ней не спешу. Рука египетской принцессы Вольдемар-Георг-Анна-Мария Шилейко (таково его полное имя), знав ший 52 живых и исчезнувших языка, автор сенсационных востоковедческих изысканий, ухитрялся жить сразу в нескольких реальностях, одна безумнее другой (а самой фантасмагорической был красный Петроград). Ахматова, но крайней мере, вначале, относилась ко второму своему мужу с пиететом внимала долгим его повествованиям, к примеру, о гадательных зеркалах в Месопотамии; до четырех утра, «при всей своей ненависти к процессу пись ма», записывала под диктовку его переводы шумерских и вавилонских тек стов. Неправдоподобный Шилейко был, к тому же, и поэтом! Не просто способным любителем, каких много на свете, но автором эротической лири ки, которая выглядит достойно даже рядом с ахматовской и близка к ней «на воздушных путях»: В ожесточенные годины Последним any ком высоты Короткой песней лебединой, Олпой звездой осталась ты. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz