Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Волосок... (чувствуя себя под тайным надзором НКВД, А. А. вложила в тетрадь со стихами волосок, и он исчез. Она была уверена, что у нее в ее отсутствие сделали обыск. О. М.). Опять сетовал на ложность посылок и железную логику выводов. Просил меня не­ пременно пойти к ней. Не противоречить, но воздействовать. Потом он вдруг заплакал настоящими слезами.., - Что для нас тяжелее всего? Ее состояние? Ее гнев? - Нет, - ответил он, - Я сам. Я понимаю, что теперь, сейчас обязан быть с нею, совсем с нею, только с нею. По честное слово, без всяких фраз, придти к ней я могу только через преступление. Верьте мне, это не слова. Хорошо, я перешагну, я приду. Но перешагнувший я ей все равно не нужен. Исчезающий «волосок», который Ахматова закладывала меж страниц сво­ его дневника, тоже мог бы быть экспонатом «Музея питерского Зазерка­ лья».., Порой гениальная поэзия отличается от просто хорошей всего лишь чуть-чуть, всего лишь на волосок. По в этом волоске - псе. Не тот ли, что лежал в тетради Ахматовой? Гаршин считал, что причина всех болезней его Анны - «страшная интен­ сивность духовной и душевной жизни», которая ее сжигает. Совершив вскры­ тие скальпелем, патологоанатом ничего, кроме души, не обнаружил. А совре­ менники отмечали, что такая же неистовая интенсивность всех чувств, душевных процессов, была свойственна и самому Гаршину это их роднило с Анной Андреевной. Мистический смысл ситуации. Два огня, одинаковой интенсивности, встретившись, ярко вспыхивают, а затем гасят друг друга. Стихи, посвященные Гаршину, Ахматова после их разрыва сожгла (ле­ гендарная ее «сожженная тетрадь»), но они (по крайней мере, часть их) вос­ кресли из пепла, как маленькие фениксы... Комментарий фэнсионера. Фатальные любовные неудачи Анны Ахма­ товой принято объяснять ревностью Эрато, музой любовной лирики у счастливо влюбленной не родились бы просительные строки. Но, может быть, в рассмотренном случае виновник разрыва - сам Зеркальный дом. Ьго обитателям в любви (как и «жильцам» Фонтанного дома) фатально не везло. Чувство, дойдя до кульминации (словно до середины зеркальной анфилады), начинало убывать и возвращалось к исходной « нулевой» точ­ ке, повторив пройденный путь в обратном направлении. Взыскательный господин Искусство - как еще одно действующее лицо люоовной истории (см. Пушкинская улица Несчастной Любви). Поедем в никуда Дворец с девизом на фронтоне «Бог сохраняет нее»... Отражение и эхо нашею фэнсиона, он не случайно на много лет вовлек и свое притяжение Анну-Акуму. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz