Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ническую соперницу своей Ольги. А быть может, сотрудники вездесущего ОГПУ, которые тоже были в числе приятелей балерины, сочли, что она мог­ ла, пусть невзначай, овладеть какой-то их тайной, и таким экзотическим образом избавились от опасной свидетельницы? Последняя версия убеди­ тельней, но что там было на самом деле, какие демоны вмешались, какие ангелы были повержены наверняка никто уже не узнает. Чекистские тай­ ны не разыщешь и с. водолазом на дне морском (и по сию пору)... Заговор? Или: двое влюбленных (чьи тела не были представлены след­ ствию) решили сбежать от всех и вся в «подводный мир» своей любви, инсценировав «утопление»?... Над водою чайка вьется... Ялики веслами машут, как крыльями... Какое это было замечательное существо! С большого разбега она взвивалась на высоту!.. Кто покупает наше сердце , как человек, а не только как артист, становится близким, родным... Угрюмый лодочник, оставь свое весло!... Сми­ луйся на этот раз, Харон Фонтанки! ...То ли скатный жемчуг льется... Светлые капли роняя к воде... Эхо-магнит. Есть во всех этих коллизиях нечто, поднимающее их на уровень легенды (высоко по питерской шкале наводнений), и они становятся фактом искус­ ства. Поэт Михаил Кузмин (гость фэнсиона) бередит эту историю (и бредит ей) в своей поэме «Форель»: Уносится тайком чужой портфель, Подносится отравленная роза, И пузырьками булькает со дна Возмездие тяжелым водолазом. Следят за тактом мертвые глаза, И сумочку волною не колышет... Сумочка Лидии Ивановой (с зеркальцем внутри) могла бы стать экспо­ натом музея Петербургского Зазеркалья. ...Балерина превратилась в русалочку, речную деву Безымянного ерика - одну из тех, кто на Аничковом мосту держит в руках герб Петербурга... Вечная тень: Акума Эти места помнят Ахматову. Современник описал ее, идущую по Влади­ мирскому в гости, возможно, к Лидии Чуковской, жившей на Пяти Углах: «...немолодая дама в старом платье, в стоптанных туфлях без каблука сло­ ман, помятой шляпке, похожей на детский колпак - и все же производящая впечатление достоинства, даже величия». Королева в изгнании. В белой яс­ ности советского дня. Она любовалась колокольней Владимирской церкви в створе улицы. Под­ мечала тонкости пейзажа фэнсиона: «Вы заметили? Над Литейным всегда стоит туча, или облако, разных цветов». 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz