Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

барышню, обладавшую литературным даром, ей и посвящена баллада. О, не знай тех страшных снов, / Ты, моя Светлана! заклинает поэт в последней строфе лунной поэмы. Так вот, в отношении самого себя (т. е„ «Светланы», по арзамасскому прозвищу) эта магия оказалась действенной. Судьба из свет­ лых юность, согретая «приветом друга, лаской дев», литературная слава, поздний, но счастливый брак, давший окончательное примирение с жизнью, А вот печальная Саша Воейкова, несомненно, знала «те страшные сны». Светлану счастье обошло стороной (заплутало по кругу, будто путник в ме­ тели...). Бросила она однажды в святочный вечер свой башмачок за ворота - а он указал узким носком путь совсем не в ту сторону.... В близком предчув­ ствии смерти (скончалась в трудных родах) написала она письмо другу, в котором благодарила за лучшие минуты жизни и назначала встречу за гро­ бом. «Там я буду еще ближе к вам...» Поэт в виньетке своей судьбы окружен тремя грациями. Он влюблен был (в платоническом стиле) поочередно в двух своих племянниц, расцветаю­ щих сестер Протасовых, особенно в младшую, Марию. Но мать девиц запре­ тила им даже думать о свадьбе с Жуковским, ссылаясь на довольно близкую степень родства. Православная церковь в подобных случаях запрещала таинстве венчания. Религиозные табу, правила морали строгой, словно хоро­ вод призраков, окружили и затенили робко сияющую «Светланину» влюб­ ленность. Ненависть - оборотная сторона луны. Мистический смысл ситуации. Первому из « соименников» достается «доля» и «встреча», второму «недоля» и «невстреча ». Поэту - солнце с Аполлоновыми лучами;музе его черпая луна. Двойник Коробкина, или Коробка двойников В Серебряном веке на перекрестке набережной Фонтанки и Чернышева переулка в знаменитой Вольной философской ассоциации (Вольфилле) Ан­ дрей Белый, он же Борис Николаевич Бугаев, читал адептам курс лекций о символизме. Прозаик, поэт, антропософ гений с чертами безумия или (и) безумец с даром гениальности. Автор самого великого романа о Петербурге, может быть, один из четырех самых великих авторов XX столетия (Кафка, Джойс, Пруст и Белый), «Читал лекции» - слабо сказано, это были не то богослужения, не то сеансы черной магии, безо всякого ее разоблачения: он заговаривал аудиторию многочасовыми блистательными монологами, витий­ ствовал, пританцовывал, а руки летали в воздухе. Ирина Одоевцева называ­ ла действа сии небесным чистописанием, Георгий Иванов - словесным бале­ том, а Марина Цветаева метанием поэтического бисера. Мог уболтать со­ беседника, если не до смерти, то до потери сознания: два человека натурально упали в обморок, слушая его, причем, такие закаленные эрудиты, как Сергей Соловьев и Владислав Ходасевич. И не здесь ли, в Вольфилле, несясь после лекции по залам, в поисках выхода, Белый умудрился «вбежать» в зеркало. Как описывает это очевидец: «Натолкнувшись с размаху на себя самого, Белый 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz