Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

кова и увидел яркий свет в окнах своего кабинета. Не зная, отчего он тут, вхожу в дом и спрашиваю своего слугу: “Кто в моем кабинете?”. Слуга ска­ зал мне: “Там нет никого” - и подал мне ключ от этой комнаты. Я отпер кабинет, вошел туда и увидел, что в глубине этой комнаты сидит задом ка­ кой-то человек и что-то пишет. Я подошел к нему и, из-за плеча его прочитав написанное, громко крикнул, схватился за грудь свою и упал без чувств; когда же очнулся, уж не видел писавшего, а написанное им взял, скрыл и до сей поры таю, а перед смертью прикажу положить со мной во гроб и могилу эту тайну мою. Кажется, я видел самого себя пишущего». Кабы знать, что ж то были за слова, которые написал двойник, что за тайна? Если и узнаем - то там только, «где известно все». Говорят, пережив потрясение той ночи, вольнодумец Петр Андреевич стал примерным сыном Русской Православной церкви - частенько исповедовался, соблюдал посты, не ленился отстаивать обедни. Вспомним также, что на собраниях литературного общества «Арзамас» (тоже происходивших в нашем фэнсионе, на Невском, 84), каждый из чле­ нов которого имел прозвище по названию одной из баллад Жуковского, Петр Вяземский именовался Асмодей (дьявол). Двойник Голядкина Сама топография местности на берегах Фонтанки, ее микроклимат, рель­ еф, погодные условия предрасполагают действительность к раздвоению в бликах воды, в игре теней от решеток набережной, в эффектах тумана, измо­ роси, дождя и мокрого снега. Порой в этих местах метеорология фатальна. Бессмертным пером своим изобразил рутинное светопреставление Дос­ тоевский в повести «Двойник»: «...господин Голядкин вне себя, выбежал на набережную Фонтанки, близ самого Измайловского моста...Ночь была ужас­ ная, ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюса­ ми, насморками, лихорадками, жабами, горячками всех возможных родов и сортов - одним словом, всеми дарами петербургского ноября. Ветер выл в опустелых улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрагивая тощие фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким, пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, пискливый, дребезжащий концерт, хорошо знакомый каждому петербургско­ му жителю. Шел дождь и снег разом. Прорываемые ветром струи дождевой воды прыскали чуть-чуть не горизонтально, словно из пожарной трубы, и ко­ лоли и секли лицо несчастного господина Голядкина, как тысячи булавок и шпилек,.. Ни души не было ни вблизи, ни вдали, да казалось, что и быть не могло в такую пору и в такую погоду... Вдруг... вдруг он вздрогнул всем телом и невольно отскочил шага на два в сторону. С неизъяснимым беспокойством начал он озираться кругом; но никого не было, ничего не случилось особенно­ го - а между тем... между тем ему показалось, что кто-то сейчас, сию минуту, 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz