Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Лилия появляется в Петербурге, на берегах Фонтанки, - владелица пер­ вой аптеки, торгующей очками, моноклями, биноклями, окулярами и пенс­ не. Имеются в волшебной лавке, конечно, и зеркала всевозможные трелья­ жи, трюмо и псише, дамские туалетные сундучки, ларчики, шкатулки, пуд­ реницы... Венские овальные, парижские осьмиуголыіые, с золотым, розовым, зеленоватым отливом, в бронзовых рамах и в серебряных, в завитом багете с аканитами, купидонами, пальметками... Зеркальные тоннели «из ниоткуда в никуда», из мира живых в мир ыгртвых, по которым уносится душа покой­ ника (оттого их и занавешивают в его доме черными шалями). Особые тон­ кие амальгамы в циег нежно персикового загара, дающие глядящимся в них вечную юность. Зеркала гадательные, помнящие авгуров, пифий, халдеев, Сен-Жермена и Калиостро. Зеркальца настенные, настольные, дорожные, клас­ сических форм и фантазийные... Но удивительнее всех вещиц ~ та, что про­ дает их, негоциантка трех тысячи лет отроду. Все еще, впрочем, красотка, с опаловыми, лунно-камепными, молочно-зелеными (вставные, что ли?) гла­ зами. Талия «в рюмочку», фигурка, которую словно кто-то выдул искусно через тонкую соломинку. «Вся, как стеклянная», Именно она учтиво прода­ ла мсье Онегину двойной лорнет, который он в театре «скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а Пьеру Безухову - очки («Вы плохо видите сквозь свои очки» - так начиналось анонимное письмо, разоблачающее супружес­ кую неверность графини Элен и приведшее к дуэли Безухова с Долоховым). Анна Каренина приобрела в аптеке мадам Лили свою дамскую щегольскую черепаховую лорнетку. Оптическая игрушка перентла от нее к чеховской даме с собачкой, потерявшей свой провинциальный аксессуар (вышедший к тому времени из моды) на Ялтинском променаде. Супруги Каренины, а также Пьер, в гостях у Болконских, жили непода­ леку, во Владимирской улице. Евгений Онегин вполне мог проезжать по набережной Фонтанки в нанятой карете, спеша в театр с детского праздни­ ка, а оттуда на бал. Раздваивая реальность, Лилия играет в «чур меня» с питерскими обитателями: царями и философами, денди и поэтами ( Берега Двойников можно переименовать в Проделки Зеркалипъі). Она интригует, ко­ кетничает, льстит, водит их за нос, притом не забывая задать каждому воп­ рос, от ответа на который зависят вся его личная состоятельность и счас­ тие... а, пожалуй, что и жизнь... Кто ты, человек? В безумном вальсе Двойники, парами, несутся по ее следам... Двойник Асмодея В пушкинское время вблизи Аничкова моста снимал холостяцкие апар­ таменты приятель Александра Сергеевича Петр Андреевич Вяземский, весь­ ма здравомыслящий, европейски образованный джентльмен, чуждый како- го-либо суеверия. И вот с ним-то, насмешником и вольтерьянцем, произошла история: «Од­ нажды я ночью возвращался в свою квартиру на Невском проспекте у Анич­ 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz