Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Как-то раз в гостиной своего дома на Загородном Антон Антонович, не шутя, взял обещание со своего приятеля Левашева и, в свою очередь, сам пообещал явиться после смерти тому, кто останется после другого в живых, и дать знать о себе каким-либо способом - «ухватя за ворот или погрозив костяным кулаком...» Разговор происходил за семь лет до преждевременной кончины Дельвига и, конечно, был Левашевым забыт. Но ровно через год после смерти поэта, как утверждал сам Левашев (левизна, знак черта - в его фамилии), «в 12 часов ночи Дельвиг молча явился в мой кабинет, сел в кресло и потом, все так же, не говоря ни слова, удалился». Ксеноиды (гости книги) Они просятся в это повествование, пытаются протиснуться - из своего родного «пятого времени суток», «десятьнадцатого мартобря» - во все щели текста, чем дальше, тем настойчивее. Ксеноиды встречаются и в других книгах, немало таковых обитает в прозе Гоголя (гостя фэнсиона). Основ­ ная их примета, родовая черта на страницах стихов и прозы они предста­ ют краткими, порой мгновенными гостями (хотя, не докучными), но все же не полноправными действующими лицами. Долее держать оборону, не впус­ кая их, автор уже не в силах. Один из ксеноидов (от греческого «ксения» гостья): Лилия , илиАстрал зеркала Дух женского пола, родившийся в Древнем Вавилоне, в тот самый мо­ мент, когда неизвестному мастеру впервые удалось отполировать бронзовое блюдо так тщательно, что отражение в нем стало неотличимо от оригинала. Лилия послана богами, дабы представить людям, их самих, как они есть, но и возвышенный Идеал. Из Вавилона она попадает в Египет, потом в Грецию, Рим, Иудею... Старинное зерцало переходит из рук одного великого челове­ ка к другому (Озирис, Эхнатон, Александр, Платон, Сократ, Эпикур, Кали­ гула, Сенека, Август, Иисус, Магдалина, апостол Павел...). Каждому из них Лилия загадывает загадку: кто ты есть, человек? Именно её дух вселяется в Илью-пророка, призывающего правоверных заглянуть глубоко и без лицеме­ рия в самих себя (L'llia). Иисус, предлагавший ученикам взглянуть на ли­ лию долин, ибо «царь Соломон во всей роскоши своей не одевался так, как любая из них» в сущности убеждал их посмотреть в зеркало. Многоликая и изменчивая, приняв образ причудницы-маркизы, Лилия участвует в «Зер­ кальной войне» между Венецией, владеющей секретом особого стекла, и Парижем, поклявшимся украсть венецианскую тайну... Она диктует трактат «Зерцало греха» королеве Маргарите Наваррской... Она ассистирует Лео­ нардо, а следом - Дюреру, Веласкесу, пишущим автопортреты... Она триум­ фально шествует по Европе, глядя на человечество из каждого трюмо, псише и трельяжа. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz