Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

ная материя» (лоскуток рубашки умершего от оспы) и вдохнувшая бацил­ лы Анна скоропостижно скончалась. Тело девушки, как сказано в эпитафии на надгробном камне, «вместо брачного чертога, было предано земле» (вновь «шереметьевский рок»!). Ревность, лютость сами по себе - яд. укуса змеи», в данном случае, змеи-соперницы, - классическая смерть в фэнсионе (см. выше). «Лучше б я по самые плечи вбила в землю проклятое тело...» - стихи еще одной Анны. Нельзя не вспомнить еще одни знаменитые строчки Ахматовой: А ты думал, я тоже такая, Что можно забыть меня, И что брошусь, моля и рыдая, Пол копыта гнедого коня. Или стану просить у анахарок В наговорной поде порошок, И пришлю тебя страшный подарок - Мой заветный душистый платок... «Душистый платок», ведьминская эманация страсти - тоже своего рода «оспинная материя»... «Страшный подарок». Вероятно, в то время, когда сла­ гались эти стихи, поэтесса не знала Шереметьевского предания тем слыш­ нее «двух голосов перекличка». В память о матери и сестре Варвара Петровна Шереметева сделала бога­ тое приношение в недавно возведенную Владимирскую церковь ( Святыня фэнсиона). Ее дар - большой «воздух» с двумя малыми покровцами. Церков­ ные воздухи - это особые покрывала, используемые священником во время причастия, накидки для дискоса (блюда) и потира (чаши). Воздухами также накрывают в гробу опочивших монахинь и иноков. Два крестообразных по- кровца и большой прямоугольный воздух были сшиты из малинового барха­ та с каймой из золотой бахромы и позумента, украшены золотым рельефным шитьем, унизаны жемчугом (по созвучию, придут на ум - Параша, ее слезы). Так мистический воздух Фонтанного дома перенесен был (опять с помощью платка!) в наш фэнсион. Некие «оспенные» флюиды роковых страстей и судеб попали сюда, вме­ сте с лоскутами вышитого малинового бархата... Перстни Пушкин встречался в фэнсионе Трапеция со своей возлюбленной Анной Керн, которая квартиру снимала на Загородном проспекте, в том же доме, что супруги Дельвиг. Однажды дама, отправляясь со светским визитом, при­ гласила Александра Сергеевича сопровождать ее в лодке по Фонтанке - пе­ тербургское такси того времени. Как свидетельствует Анна Петровна в 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz