Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Ведь сегодня такая ночь. Когда надо платить по счету... А дѵрмапяіцую дремоту Мне трудней, чем смерть превозмочь. Анна Ахматова, которая долгие годы провела под семью Шереметьевских лип и кленов, «свидетелей всего на свете», знала эту историю. Мало того, не легла ли теныо судьба Параши Жемчуговой на судьбу поэта, эхом удвоив грустный миф ее? Две женских доли окликают друг друга через года. Сестры по предопределенности. У обеих в тог самый миг, когда, кажется, рассеялось заклятие и сбылось намечтанное, с трудом выстроенный мир рушится, слов­ но карточный домик. Предательство рока застает врасплох, отнимает силу жить дальше. (См. Вечная тень: Акума. История любви.) Там была еще Таня Гранатова, тоже креностная актерка, слегка снижен­ ный, но более благополучный двойник Жемчуговой (слезный Жемчуг и вин­ но-красный Гранат), ставшая матерью ее сыну... Пропитанный мистикой, слов­ но ароматами настоявшихся зелий, старых духов и духов, Фонтанный дом еще несколькими неприметными ниточками судьбы связан с фэнсионом Тра­ пеция. Эти два места соотносятся, как голос и эхо, или как два отражения по разные стороны реки. Там живал во флигеле князь Павел Петрович Вяземский, сын пушкин­ ского друга. Он был прелюбопытнейшей личностью, этот «русский маркиз де Сад», одаренный и не до конца раскрывшийся писатель, мастер литера­ турных мистификаций, отнюдь не чуждый вере в потустороннее. Полусу­ масшедшая его фигура - князь страдал раздвоением личности - весьма орга­ нична для нашего фэнсиона. В комнатки к Прасковье (голубую и малиновую) захаживал «погреться у камелька» старик Джакомо Кваренги. Безобразный, схожий с бородавчатой, морщинистой жабой (фамилие свое Кваренги требовал произносить и пи­ сать как Гваренги, оскорбляясь лягушечьим кваканьем первого слога). Пос­ ледние годы старого мастера были печальны он похоронил жену, умершую от родов четырнадцатым ребенком, вынужден был отправить к родным в Италию тринадцать старших детей. Остался один в разоренном гнезде. Ста­ рик плакал о своем позднем вдовстве и встречал нежное сочувствие молодой графини. Парадные здания, возведенные по проектам Кваренги, именно они отражаются в зеркалах малиновой гостиной Дворца Белосельских-Белозер­ ских, дома, где жил Аполлон нашего фэнсиона, его сиятельство граф Алек­ сандр. Тень чего-то мелькнула где-то... У Николая Шереметева было две сест­ ры, Варвара и Анна. В один и тог же проклятый год сначала скончалась мать Варвара Алексеевна (камер-фрейлина Елизаветы Петровны), потом стар­ шая дочь Аннушка. ІІо слухам, несчастную накануне свадьбы отравила быв­ шая содержанка ее жениха, графа Никиты Панина. Брошенная любовница прислала невесте дорогой ларец в качестве свадебного подарка «от неизвес­ тной». Не побереглась невеста, открыла ларчик... Внутри его лежала «оспен­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz