Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

С черными очами, страшными черными бакенбардами, придающими его лицу какое-то чертовское выражение... С шелковистыми каштановыми локонами, глазами темно-голубыми... Остается признать, что в каждый особый миг он умудрялся быть разным и никогда не равным самому себе. Черт и ангел. «Непостижимей». Жизнь - шехерезадин бездонный сундук, сноп сюжетов; таланта хватило бы на целое поколение литераторов (самых разнообразных). Пушкин это сто Пушкиных. Сотня двойников «в одном флаконе». Мало кто знает, что в пушкинском Петербурге встречались двойники Александра Сергеевича. Его видали одновременно в нескольких местах. Воздухи Фонтанного дома Есть еще одна «быличка» о портрете это произошло в Шереметьевском дворце, на том же берегу Фонтанки, где и наш фэнсион, и как-то «рифмует­ ся» с историей пушкинского изображенья. Тогдашний хозяин Фонтанного дома, граф Николай Петрович, только что похоронил свою жену, Прасковью Ивановну, актрису Жемчугову (момент истины для него, Бесконечная мину­ та). «В бальном лепете молвы» имя Жемчуговой каталось горошиной счас­ тья. Графиня-крестьянка, с судьбой из романтической поэмы: крепостная актриса (ярко одаренная, но полуобразованная, неуловимо-привлекательная, но не красавица), ставшая в одночасье сиятельной дамой и владелицей мно­ гих тысяч душ. ІІо, как это бывает в жизни легендарных созданий (чье пред­ назначение на свете, кажется, только войти в предание), едва исполнились все мечты - мечтательницы не стало. Отчего извелась она? От разъедавшей легкие чахотки, от тяжелых родов, от непереносимости мысли, что ей боль­ ше не петь на сцене?... от змеиного жала судьбы (не люди, нет суккубы, сосущие упыри рока вот ее враги и обидчики...). Граф Николай в горе бродил по анфиладам и лестницам своего запу ганною дворца и плакал на­ взрыд, не таясь от прислуги. И вот, в одной из зал он увидал жену, с дорогим лицом ее, горестным и детски-удивленным, с полуоткрытыми губами, кото­ рые, казалось, силились произнести: «За что?» - вечный упрек слабых душ, рекрутов фатума. Она шла к нему навстречу. Он вскрикнул, отшатнулся. И в следующий момент опамятовался - то был, конечно, портрет: кисти крепостного художника Николая Аргунова (еще один бастард-полугений). Изображенье в полный рост, заказанное незадолго до смерти оригинала: бе­ ременная Прасковья в беленьком домашнем - почти больничном - чепце, с крупным тяжелым медальоном на цепочке (эмалевый профиль мужа, «пор­ трет в портрете»), который видимо сутулил ее, гнул слабенькую шейку к земле. На щеках твоих алые пятпа; Шла бы ты п полотно обратно; 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz