Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

внимание на чудеса жизни, «левитируя» творческую идею. Речь идет именно о тайных свиданиях на «воздушных путях» искусства, по сути, астральных феноменах, которые, чтобы не тратить много слов, мы будем именовать в нашем повествовании Эхом фэнсиона. Весьма нередко таланты, не общаясь в реальности, исключительно фактом творчества влияют на судьбы друг дру­ га. Искусство изменяет их жизнь или это жизнь «подыгрывает искус­ ству»? Такое поразительное взаимовлияние творческих людей, порой сквозь многие годы и страны - автор называет в этом повествовании Эхо- магнитом. Портрет К Пушкину, быть может, именно где-то здесь, поблизости, пришло ощу­ щение и даже ясное осознание собственного бессмертия. Со времен Гоголя портрет в петербургской традиции один из символов двойиичества. По народным суевериям портреты обладают частью души своего оригинала и при определенных обстоятельствах некоторые из них могут оживать. Так ожил портрет Федора Достоевского (мистического патриарха фэнсиона), купленный издателем Сувориным в день похорон гения-страдаль­ ца. Совсем недалеко от нас, на другом берегу Фонтанки, на Щукинском рын­ ке (нынешний Апраксин двор) бедный художник Чартков купил на после­ дние гроши портрет старика в азиатском костюме, на лице которого удиви­ тельным живым огнем горели глаза, «они словно смотрели прямо в душу Чарткова...» Тысяча червонцев, найденных в раме портрета, спасают худож­ ника от бедности и приносят ему успех. Но легкость, с которой приходят к Чарткову деньги, оборачивается для него утратой таланта (из евангельской притчи), Чартков - на слух почти как Чертков («черт», с поправкой на «чары»)... Вспомнилась эта история кстати, она соотносится напрямую с нашей главной темой - о Художнике и Мире. Двадцатисемилетний Пушкин по просьбе друзей позировал для портрета Оресту Кипренскому (тоже фигура мистическая - незаконнорожденный без­ мятежный полугений) в его мастерской в Шереметьевском дворце на Фон­ танке. В том самом астральном Фонтанном Доме, с зеркальным Белым за­ лом, с «перекличкой шереметьевских домовых», с новогодним шествием при­ видений по анфиладе, с девизом на воротах: Deus conservat omnia - Бог сохраняет все. (Шереметьевский дворец особый фэнсион, требующий от­ дельного повествования). Портрет Александра Сергеевича работы Кипрен­ ского вышел чудо хорош, но мнению многих, лучшее из прижизненных изоб­ ражений поэта. И то сказать, 1827-й был особым для Пушкина. (Цифры его: два и семь, «коварная двойка», коей легкомысленно вверял он «дедов чест­ ный капитал», и семерка, Фортуна, богиня счастья. А сумма их - девять, число муз.) Это год его власти, его вступления в Аполлонову зрелость. На острие дамасского клинка жизни - гармоническое равновесие физических и душевных сил, которое и сумел отразить своим искусством живописец 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz