Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

дились. Так, в декабре 1825-го вздумал он совершить побег из сельца Ми­ хайловского, где изнывал в ссылке. Уже выехал, было, в коляске, со двора, но воротился: попался навстречу поп, что, как известно, дурная примета. Переждал, отправился в путь еще раз и снова повернул оглобли выскочил на дорогу заяц, второе нехорошее предзнаменование! А не внял бы поспел в аккурат к декабрьскому восстанию, на Сенатскую (и далее в крепость, Нсрчинские рудники, на вечное Читинское поселение, «в долгий ящик Азии», к совсем другой судьбе...). Спасибо попу и зайцу. Известно также, насколько мучили поэта с юности, и особенно в после­ дний год жизни, долги, липкая паутина, в которой он все больше запутывал­ ся. Долги построились в полки... Существуют даже свидетельства, что еще отроком, поступая в Царскосельский лицей, отказался Александр от сотен­ ной ассигнации, подаренной бабушкой, - передал ее «на хранение» дяде Ва­ силию Львовичу. Проявил пренебрежение к банкноте - и она ему этого не простила, мстя всю жизнь, карточными проигрышами и прочими финансо­ выми потерями. Сколько бы ни попадало денег в руки поэту, не шли они ему впрок и очень быстро утекали между пальцев. Денежная западня, без сомне­ ния, одна из главных причин преждевременной гибели Александра Сергееви­ ча. Когда приближалась развязка его жизни, в Александринском театре репети­ ровали маленькую трагедию «Скупой рыцарь» (барон А. Брянский, Аль­ берт - В. Каратыгин). Уже продавались билеты, но их пришлось вернуть в кассу - премьеру отменили по случаю траура, в связи с дуэлью и смертью автора. Некий мистический Ростовщик, ненавистный заимодавец, отомстил поэту за его пьесу, отчаянно, устами молодою героя проклинающую скупость. Эхо-магнит. Однажды на Аничковом мосту питерский чиновник Семен Иванович Не­ взоров со скуки купил у мальчишки «полную колоду гадательных карт де­ вицы Ленорман, предсказавшей судьбу Наполеона». Дома, после вечернего чая, разложил колоду и вышло: «Символ смерти, или говорящий череп Иби- кус». Семен Иванович (будущий «граф Симеон Невзоров») пожалел о по­ траченном пятаке и запер колоду в комод. Но бывало, выпьет с приятелями и в трактирном чаду открывается ему какая-то перспектива... (далее но тек­ сту романа красного графа А. II. Толстою, «Похождения Невзорова, или Ибикус»). Эхо фэнсиона. Чудится мне на воздушных путях Дпѵх голосов перекличка... Anna Ахматова. Композиторы, поэты, живописцы, жившие в нашем фэнсионе, или же оываіішие его частыми гостями, норой лично не знакомые или знакомые поверхностно, вдохновляли друг друга, даря один другому сюжеты, обращая 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz