Мартова, О. А. Петербургский квадрат : опыт мистической типологии / Ольга Мартова ; [Союз Рос. писателей, Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка]. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2010. – 293, [2] с. : карта.

Анна Ахматова: «... И два окна в Михайловском замке, которые оста­ лись такими же, как 1801 году, и казалось , что за ними еще убивают Пав­ ла, и Семеновские казармы, и Семеновский плац, где ждал смерти Досто­ евский, и Фонтанный дом целая симфония ужасов...» Заметим, звучит эта, по выражению поэта, «симфония ужасов», на берегах Фонтанки, в близости к ней. Питерские гуру считают, что на Безымянном ерике существуют три ма­ гических центра: 1. Фонтанный дом о его тайнах созданы романы и поэмы. Здесь до сих пор обитает душа крепостной актрисы графа Шереметева, во цвете лет угас­ шей, Параши Жемчуговой. Одухотворяет это место и воспоминания о дру­ гих Шереметевых и их гостях: Павле I. Джікомо Кваренги, Петре Вязем­ ском, Федоре Тютчеве, о много лет прожившей здесь Анне Ахматовой. 2. « Ротонда » угол Фонтанки и Гороховой, парадное старого дома Ев- меньева. Место паломничества тех, кто несчастен в любви, и приют оккуль­ тистов разных толков. 3. Магический центр нашего фэнсиона бывшее Троицкое подворье. Ротонда любви, она же Пуп мироздания Зал без единого угла сени, очерченные, как но циркулю, в «нехорошем» доме на Фонтанке, 81. Были времена (выстроилось здание в 1790-х, время рождения фэнсиона Трапеция), когда гут собиралась ложа вольных камен­ щиков, о чем еще не так давно свидетельствовали некоторые их знаки и символы на стенах. ІІыне темно-зеленые стены Ротонды сплошь исписаны граффити от посланий к любимым с восклицательными знаками и номера­ ми телефонов до православных молитв, а также эзотерических воззваний к духам Вселенной. В конце века XX «Пуп мироздания» облюбован был для ночных бдений молодой питерской богемой: мистиками, спиритами, сатани- стами и просто влюбленными. Считалось, что оставивший признание на сте­ нах Ротонды непременно встретит ответное чувство -■смилуется избранник (ница). А вот адепт Люцефера, расписавшись на штукатурке, получает шанс вступить с царем мрака в сакральную связь. Глухая, без окон башня, двухсот с хвостиком лет. Физически ощутимое дыхание, пульс камней. Уходящая в никуда трехэтажная, парадная, винтовая лестница спираль ДНК всех последующих петербургских наваждений. Затейливая: от колонн на первом этаже до пиляс тров на третьем. Она заканчивается площадкой с удивитель­ ными акустическими свойствами: отсюда слышны самые укромные шепоты, раздающиеся внизу. А если пройти но стуттенькам Ротонды с закрытыми глазами, то, говорят, добраться до конца никогда не удастся - это, если угод­ но, аллегория пути познания. Некогда из-под купола залы свисала длинная веревка. Есть свидетель­ ства, что в 60-х годах XX века на ней повесилась задумчивая красавица лет двадцати. Петербургская Офелия, которая, что ни день, сиживала на верх­ 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz